Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

30 М. С. Банникова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С АМБЛИОПИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ В настоящее время здоровье детского населения Российской Федерации представляет серьезную социальную проблему. Отклонения в состоянии здоро- вья выявлены у 54 % российских детей, прошедших в рамках Всероссийской детской диспансеризации осмотр у специалистов. Значительную часть среди вышеперечисленных отклонений в развитии составляют нарушения зрения. Около 270 тысяч слепых и слабовидящих людей проживает на территории РФ, у 10–12 % детей, готовящихся поступать в первый класс, – близорукость и на- рушения зрения[1]. Исследования А. Г. Литвак, Л. И. Солнцевой, Л. В. Рудаковой, В. А. Фиок- тистовой, А. И. Каплан, А. В. Хватовой показали, что слабовидение отрицатель- но сказывается, прежде всего, на процессе зрительного восприятия, затрудняя и замедляя его. При нарушениях зрения у слабовидящих и частично видящих де- тей происходит сокращение и ослабление функции зрительного восприятия[2]. Конструирование как вид продуктивной деятельности дошкольников спо- собствует развитию зрительного восприятия, становлению сенсорных эталонов. В современной психолого-педагогической литературе изложены приёмы кор- рекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста в норме, однако очень мало представлены работы, касающиеся практических рекомендаций по организации продуктивной деятельности, в частности, конструирования, в це- лях развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушен- ным зрением. Поэтому целью нашего экспериментального исследования было выявить особенности развития зрительного восприятия детей шести лет с амблиопией и на основе результатов диагностического исследования разработать и затем апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию зрительно- го восприятия у этой категории детей посредством конструирования. Прежде всего, необходимо было выявить уровень развития зрительного восприятия детей, для чего были определены соответствующие критерии. 1.Зрительное восприятие цвета. 2. Зрительное восприятие формы. 3. Зрительное восприятие величины. Первый критерий оценивался через следующие показатели: а) передача основных цветов; б) передача оттеночных цветов; в) совпадение цветовой гаммы изображения и эталона. Для оценки второго критерия были выделены показатели: а) различение предметов по форме;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=