Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

3 Т. П. Автономова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. И. Кокорева ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ранняя диагностика ребенка чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, гибким реагированием на воздействие извне. Своевременное проведение диагностики эмоциональной сферы позволяет выявить уровень эмоционального отношения к окружающей действительности, определить оптимальный педагогический маршрут, а в слу- чае нарушения – наметить план коррекционно-развивающей работы [4]. Одной из базовых составляющих системы знаний, связанных с эмоциями человека, является группа представлений об эмоциональной экспрессии и о ря- де эмоциональных модальностей. Поскольку у детей с задержкой психического развития (ЗПР) часто наблюдаются бедность мимики, слабость и недифферен- цированность эмоций, то проблема диагностики экспрессивности стоит очень остро. Диагностическая программа позволяет определить уровень развития эмоциональной экспрессии для дальнейшей разработки коррекционно-развива- ющей программы, при этом диагностика выполняет целый ряд функций. Ведущей функцией диагностики является оценочная, направленная на вы- явление степени эффективности педагогических или коррекционных воздейст- вий. Она реализуется при оценке показателей с позиции определенных крите- риев развития и проявления экспрессивности. Проективно-конструктивная функция позволяет спланировать и сконст- руировать процесс эмоционального развития детей, включающий как необхо- димую составляющую формирование эмоциональной экспрессии. Рефлексивная функция с использованием диагностических данных, на- правлена на определение, как именно, в какой степени и в каком направлении влияют на ребенка разные средства развития эмоциональной экспрессии, про- следить его динамику. Коррекционная функция предполагает тщательный анализ и учет резуль- татов диагностики, использование их при регулировании коррекционно- развивающего процесса и организации индивидуально-дифференцированного подхода [3]. Разносторонняя, систематически проводимая диагностика позволяет осу- ществить контроль за соответствием развития ребенка возрастным нормам, своевременно выявлять и корректировать недостатки. Она дает возможность дефектологу скорректировать свою педагогическую деятельность, повысить эффективность процесса эмоционального развития. Критериальная база для диагностики развития эмоциональной экспрессии у детей 6 лет с ЗПР в нашем экспериментальном исследовании была подобрана

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=