Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
299 дость. Л. Н. Толстой был уверен, что только в любви есть единение всех людей во всем мире. Л. Н. Толстой называл некомпетентной и утилитарную теорию использо- вания насилия. Она гласит, что насилие можно использовать только в том слу- чае, когда оно искореняет большее насилие. Он считал эту аргументацию неле- пой и абсурдной. Все мы люди, и нам свойственны ошибки. Разберем, например, казнь: человек совершил некое преступление, убийство. Его излови- ли и, как следствие, приговорили к высшей мере наказания – лишение жизни. Но давайте задумаемся, уверены ли вы на сто процентов, что этот человек не раскаялся? Ответ очевиден – нет. Никто в мире не может быть полностью уве- рен в том, что этот преступник не сожалеет о содеянном и, что он не исправил- ся. А что если это так? Тогда, его казнь будет бесполезным актом зла, а это противоречит закону любви. Если мы хотя бы раз допустим оправданный акт насилия, то мы неминуемо открываем проход сотням и сотням тысяч возмож- ностей совершения таких же поступков. И тогда зло станет всепоглощающим и его распространение будет необратимым процессом. Л. Н. Толстой говорит, что душа человека – священна. И что это нужно ценить и уважать. Душа человека – самозаконодательна, а это значит, что человек властен только над собой. Сле- довательно, когда мы беремся осуждать других людей, то мы нарушаем эту святость, тем самым, мы совершаем насилие над человеком. Он говорил, что начинать исправляться нужно с самого себя. Но сопротивляться злу можно и нужно. Но при этом следуя ненасильствен- ным методам. Откажитесь отвечать злом на зло, и это уже будет сопротивление. В своих учениях Л. Н. Толстой не разрабатывал методы непротивления злу, но он их подразумевал. Например, он признавал такие формы сопротивле- ния как: протест, спор, убеждение. Это поможет вам не ответить злом оппонен- ту, а ему, отойти от зла, совершаемого им самим. И тогда, вы не нарушите за- кон любви, и придете к продуктивному сотрудничеству. Метод Л. Н. Толстого – настоящая революция. Но это не та революция, ко- торая призвана свергнуть существующий порядок, строй, мировоззрение и быт людей, но та революция, которая направлена на коренное изменение духовной жизни человека и превращения людей всего мира в друзей. Литература 1. Гусейнов, А. А. Л. Н. Толстой. Непротивление злу насилием [Электрон- ный ресурс] / А. А. Гусейнов. – URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/biblio/N/10.html 2. Непротивление злу насилием [Электронный ресурс]. – URL: http://www.padchin.narod.ru/history/history1s.html 3. Гельфонд, М. Л. Критика учения Л. Н.Толстого о непротивлении злу на- силием в отечественной религиозно-философской мысли конца ХIХ – начала ХХ в.: Три основных аргумента [Электронный ресурс] / М. Л. Гельфонд. – URL: http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/gelfond_q.html
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=