Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

298 К. Д. Палецкий Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева УЧЕНИЕ О НЕПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ НАСИЛИЕМ Л. Н. ТОЛСТОГО Зло – оно повсюду. Каждый из нас хоть раз размышлял над вопросом: а как же его искоренить? Как сделать так, чтобы мир стал добрее? Возможно, одним из ключей к решению этого вопроса стала заповедь Л. Н. Толстого «не- противление злу насилием». Что ж, изучим эту заповедь поглубже. Л. Н. Толстой утверждал, что жизнь наша должна быть наполнена смыслом и происходит это только тогда, когда человек исполняет волю Божью, а она дана нам как закон любви, который про- тиворечит закону насилия. Л. Н. Толстой убежден, что человек должен сам для себя решить, что больше никогда в жизни не совершит зла, ни при каких об- стоятельствах, и особенно тогда, когда он сам является объектом насилия. Зло разрушает душу человека. Душа становится тленной, и только отказ от насилия может спасть её. Трудно достоверно сказать, как Л. Н. Толстой пришел к этой философии. Его жизнь можно разделить на две части. Первая половина была обычным су- ществованием обычного человека в светском обществе. Вторая же явилась полным отрицанием первой. Л. Н. Толстой внезапно понял, что всё, что он лю- бил, всё, что было ему дорого подвержено забвению и тлену. Его жизнь была лишена какого-либо смысла. И он начал жить по заповедям, которые вывел, ин- терпретировав Божьи. Одной из главных стала «непротивление злу насилием». Толстой понимает это не просто как высказывание или некое изречение, но как закон. И как любой закон, эта заповедь налагала строгий запрет на любые зло- деяния. Л. Н. Толстой считал, что зло не должно проявиться ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах, даже когда обижают тебя. Добром нужно от- вечать не только на добро, но и на зло. «Л. Н. Толстой говорит о трех видах насилия. Первым насилием он назы- вал убийство или угрозу убийства. Вторым – насилие, которое выражено внеш- ним насилием. Оно происходит тогда, когда между людьми нет внутреннего согласия. И, наконец, третье насилие – это и есть само по себе насилие. Л. Н. Толстой говорил, что процесс насилия, это когда один человек принужда- ет другого делать то, чего тот не хочет совершать. В этом случае насилие мож- но отождествлять со злом, а оно противоречит любви. Любить – значит делать то, что хочет другой человек, то есть подчинить свою волю воле другого, а на- силовать – значит подчинять волю другого своей воли». [1] Л. Н. Толстой пришел к умозаключению, что все люди – это дети одного и того же Бога. И, следовательно, все приходятся друг другу братьями. Отсюда вытекает необходимость любить всех, без всяких различий. Перед Богом все равны. Перед Богом стираются все социальные барьеры и неравенства. Перед Богом равно все: красота и уродство, богатство и бедность, старость и моло-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=