Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

294 2.По степени реальности – реальные и воображаемые. 3.По степени интенсивности – острые и хронические. Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологиче- ские уровни. Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта само- сохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Психологи и психиатры (Л. А. Петровская, Т. М. Мишина, А. С. Спиваков- ская) подчеркивали, что одним из самых распространенных объектов появле- ния детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, слож- ные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутри- семейных отношений на психическое развитие ребенка. Наиболее чувствительны к конфликтным отношениям родителей дети- школьники. Если они видят, что родители часто ссорятся, то число их страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие. Девочки более эмоционально ра- нимо, чем мальчики, воспринимают отношения в семье. Как у девочек, так и у мальчиков интенсивность связей между страхами наибольшая в 6–7 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психо- логическую структуру беспокойства. Для исследования познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития нами была предложена диагностическая программа, которая включила в себя следующие методики: проективную ме- тодику А. И. Захарова «Мои страхи»; методику А. И. Захарова и М. А. Панфи- ловой «Страхи в домиках»; тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); «Шкала явной тревожности CMAS»; «Тест школьной тревожности Филипса». В результате проективной методики А. И. Захарова «Мои страхи» выявле- но, что всех детей объединяет страх смерти (7 человек), 1 человек нарисовал монстров, это объясняется боязнью темноты, и 2 детей нарисовали танк и само- леты, объяснив это боязнью войны. Результаты методики «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфи- ловой, показали, что количество страхов детей младшего школьного возраста превышает возрастную норму. Так у 1 ребенка выявлено 20 страхов, что значи- тельно превышает норму, еще 2 ребенка показали 16 страхов, также, вместо 7 характерных, у 6 детей выявлено 10 страхов и 1 ребенок показал наименьшее количество страхов – 8, что тоже не входит в возрастную норму. Результаты теста тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) показали, что подавляющее большинство детей (8 из 10) имеют средний уровень тревож- ности. Двое детей имеет высокий уровень тревожности, их индекс тревожности составил 57,14 %. Это свидетельствует о том, что дети не могут адекватно справляться с возникающими жизненными трудностями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации. Низкого уровня тревожности выявлено не было. Проведя качественный анализ результатов теста «Шкала явной тревожно- сти CMAS», были получены следующие результаты: 4 человека набрали наи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=