Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

293 Ю. М. Павлова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАХОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который со- ставляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с задержкой пси- хического развития (ЗПР). Недоразвитие эмоционально-волевой сферы прояв- ляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В иссле- дованиях М. С. Певзнер и Т. А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие че- го дети внушаемы и склонны к подражанию. Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии: 1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невоз- можности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной дея- тельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произ- вольной психической активности; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тре- вожность, склонны к аффективным действиям. Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: от- сутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, по- вышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два ви- да органического инфантилизма: неустойчивый – отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции дея- тельности и поведения, тормозимый – отличается преобладанием пониженного фона настроения. Таким образом, выделяют ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам. В психологии и педагогике существуют разные классификации страхов. В психологическом словаре под общей редакцией Ю. Л. Неймера выделяется 3 основных вида страхов: реальный, невротический и страх свободный. Наиболее полной можно считать классификацию страхов А. И. Захарова: 1.По характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=