Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

291 И. Р. Орлова, Е. Ю. Облакова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ПРОБЛЕМА АСОЦИАЛЬНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ Вопрос об асоциальном поведении детей – один из значительных вопросов, который занимает особое место в работе каждого педагога. Асоциальное поведе- ние – это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам пове- дения людей в обществе, общественной морали [2, с. 493]. Из определения мы видим, что асоциальное поведение – это не просто поведение, а еще и поступки, которые совершает не только подросток, но и окружающие его индивиды. Подростковый период является переходным, переломным и даже крити- ческим возрастом, на протяжении которого происходит половое и эмоцио- нальное созревание «маленького взрослого». И если подросток в этот период будет окружён людьми с нормой в поведении, то поведение подростка не выйдет за рамки нормы. Под нормой принято понимать признанный обяза- тельный порядок чего-нибудь, в нашем случае – поведения. Теории, которые объясняют асоциальное поведение подростков, основаны на достижениях все- возможных дисциплин. Первая, психопатологическая, модель 1 развития определяет два типа асоци- альной молодежи: с постоянным образом жизни и ограниченным образом жизни. Подростки с ограниченным образом жизни в детстве ведут себя в соответствии с нормой и более расположены к преступлениям типа вандализма, убегают из до- ма и совершают другие поступки, доказывая свою самостоятельность и независи- мость от родителей. Подростки с постоянным образом жизни, напротив, с детства отличаются нарушением поведения, имеют трудности, связанные с характером, поведенческим развитием и познанием, а в подростковом возрасте проявляют ин- терес к более жестоким преступлениям, приводящих к жертвам. Вторая модель общественного здоровья акцентирует внимание на влияние среды и других внешних факторов. Она делает акцент на предупредительные стратегии и рассматривает насилие как подлежащее систематическому, научно обоснованному, мультидисциплинарному и непрерывному вмешательству. Третья модель исследует асоциальное поведение подростков со стороны событий, происходящих внутри и вне семьи, и рассматривает их, как цикл на- силий. Эта гипотеза подразумевает, что такие предшествующие явления, как грубое обращение с ребенком или пренебрежение им, свидетельствуют о наси- лии в детском возрасте, сексуальные и другие виды насилия в подростковом возрасте приводят к асоциальному поведению подростков, жестоким преступ- 1 Психопатоло́гия (греч. ψυχή – душа, греч. πάθος – болезнь и греч. λογος – ученье) – раз- дел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины. Основные методы – клиническое наблюдение и беседа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=