Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

279 Наглядно-образное мышление рассматривается, как внутренний план дей- ствия, а так же как способность оперировать конкретными образами предметов при решении определенных задач. Способность к оперированию образами в умственном плане не является непосредственным результатом усвоения зна- ний и умений, она возникает и развивается в процессе взаимодействия опреде- ленных линий психического развития: речи, подражания, игровой деятельности предметных действий, действия замещения, и т. д. [3] В исследованиях показываются бедность предметного восприятия, ограни- ченный запас представлений, их малая дифференцированность, взаимоуподоб- ляемость, слаборазвитая опосредствованность словом; недоразвитие слова как средства управления течением образов; трудности и ошибки детей в прослежи- вании конкретных предметов и предметных ситуаций в пространственных от- ношениях и причинно-следственных связях; неадекватное привнесение в реше- ние учебных задач жизненных представлений и знаний; недоразвитие мыслительных операций и т.д. Все выше перечисленное и определяет цель нашего исследования: разра- ботка коррекционно-развивающей программы по развитию наглядно-образного мышления. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования: 1) Провести теоретический анализ психолого-педагогической и специаль- ной литературы по проблеме сформированности наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью; 2) Реализовать разработанную диагностическую программу по выявлению уровня наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью; 3) Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью. 4) Провести количественный и качественный анализ полученных результатов; Для исследования сформированности наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью использовались следующие методики: «Разрезные картинки»; «Последовательность картинок» (А. Н. Берн- штейн); «Лабиринт» (А. Л. Венгер); «Классификация предметов» (Л. С. Выгот- ский, Б. В. Зейгарник); «Выделение существенных признаков». Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская школа VIII вида № 1». В нем приняло участие 7 учащихся 1 класса с умственной отсталостью. Анализ полученных результатов показал, что дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью имеют следующие особенности развития наглядно-образного мышления: бессистемность, неупорядоченность самостоя- тельно выполняемого анализа, а также присутствует хаотичное называние того, что бросается в глаза, при этом не выделяется главное, существенное. Материал испытуемые воспроизводят упрощенно, опуская многие, зачастую наиболее существенные его части, меняют последовательность смысловых элементов

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=