Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
278 С. П. Николаева Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов СФОРМИРОВАННОСТЬ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Мышление является формой человеческого познания. В общей психологии под мышлением понимается «процесс отражения общих свойств в вещах и яв- лениях, а также закономерных связей между ними». [4] К настоящему моменту мышление является одним из самых исследован- ных в коррекционной психологии психических процессов (Л. С. Выготский – 1930, П. П. Блонский – 1935, Л. В. Занков – 1940, А. И. Липкина – 1953, В. Я. Ва- силевская – 1955, Т. Н. Головина – 1961, Б. И. Пинский – 1962, Ж. И. Шиф – 1965, И. М. Соловьев – 1966, Г. Петрова – 1968, И. М. Бгажнокова – 1975, В. Н. Си- нев – 1976, Т. В. Розанова – 1978, Н. М. Стадненко – 1980, Е. А. Стребелева – 1992 и др.), но, тем не менее, оно продолжает привлекать к себе исследователь- ский интерес как сложная многоуровневая деятельность, реализуемая в единст- ве нескольких взаимосвязанных компонентов: мотивационного, индивидуаль- но-психологического, операционного и др. Своеобразие развития мышления умственно отсталых школьников может быть по-настоящему глубоко исследо- вано именно при условии изучения мышления как деятельности, в которой исследователю открывается живой процесс мышления с его мотивами, особен- ностями выполнения операций, индивидуально-психологическими особенно- стями мышления. На сегодняшний день одной из проблем является вопрос об особенностях развития мышления детей с умственной отсталостью, а также необходимость ор- ганизации целенаправленной коррекционной работы по формированию элементов наглядно-образного мышления у младших школьников данной категории. В структуре познавательной деятельности умственно отсталых школьни- ков мышление занимает особое место, поскольку, с одной стороны, именно в мышлении наиболее отчетливо проявляются своеобразие и недостатки всей их познавательной деятельности, а с другой стороны, как подчеркивал Л. С. Выготский, «...центральным для всей структуры сознания и для всей сис- темы деятельности психических функций является развитие мышления». [2] Мышление имеет последовательно возникающие в онтогенезе ребенка и затем взаимодействующие наглядно-действенную, наглядно-образную и сло- весно-логическую формы, которые не сменяют друг друга, но взаимно допол- няют и развиваются на всем протяжении его жизни. Эти формы мышления представляют собой единый процесс познания реального мира, в котором мо- жет преобладать то одна, то другая форма мышления в различные моменты, вследствие этого познавательный процесс в целом приобретает специфический характер. [1]
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=