Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
276 Т. Н. Нефедова Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, воз- никающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения вос- приятие обеспечивает непосредственно – чувственную ориентировку в окру- жающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляет- ся мотивацией и имеет определённую аффективно – эмоциональную окраску. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноцен- ное восприятие. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимо- действия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов воспри- ятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у детей с задерж- кой психического развития. Вовремя выявить трудности восприятия, найти их причину и по возможно- сти скорректировать их – исходная, основополагающая задача, в результате решения которой у ребёнка начнут складываться способности, предопреде- ляющие и эффективность школьного обучения, где будет строиться вся слож- нейшая конструкция приобретаемых научных и технических сведений, и даль- нейшие успехи в трудовой деятельности. Именно решению данной проблемы было посвящено наше исследование, целью которого стало выявление особенностей развития восприятия старших дошкольников с задержкой психического развития. Мы предполагаем, что коррекционная программа , направленная на разви- тие восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет успешной, если она будет направлена на развитие основных его свойств (предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, обобщённость и избирательность). Нами составлена диагностическая программа, направленная на диагности- ку развития восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития, с целью проведения дальнейшей коррекционной работы. Диагности- ческая программа включила в себя следующие методики: «На что похоже?» (Л. А. Венгер), «Неполные рисунки» (Терстоун), «Разрезные картинки» (Т. Д. Мар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=