Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

274 О. С. Наумова Факультет психологии, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. В. Лобанова ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема развития эмоционально-волевой сферы детей с задержкой пси- хического развития является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Младшие школьники с ЗПР достаточно часто страдают расстройствами эмо- ционального развития, недоразвитием регулятивных способностей, что сказы- вается на их поведении. Ребенок с ЗПР зачастую страдает от пониженного фона настроения, необоснованных страхов. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы не позволяет школьнику с ЗПР интегрироваться в среду обычных детей из-за неадекватности поведения, конфликтности такого ребенка, что приводит в конечном счете к проблемам социализации данной группы детей. В связи с этим целью моего исследования стало изучение особенностей эмоционально-волевой сферы у младших школьников с ЗПР и на основе ре- зультатов диагностического исследования разработка и апробирование коррек- ционно-развивающей программы, направленной на развитие эмоционально- волевой сферы данного контингента детей. В соответствии с целью мною составлена диагностическая программа, включающая следующие методики: опросник САН (самочувствие, активность, настроение); методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова); тест школьной тревожности К. Филлипса; методика диаг- ностики агрессивности А. Ассингера; методика определения силы воли (Р. С. Немов). Исследование проводилось на базе Государственного образова- тельного учреждения Тульской области «Тульская специальная (коррекцион- ная) общеобразовательная школа-интернат VII вида». В результате проведения диагностического исследования на констатирую- щем этапе получены следующие результаты. Выявлено, что для младших школь- ников с ЗПР характерно: низкий уровень самочувствия, активности и настроения; большое количество детских страхов; высокий уровень тревожности, в частности связанной со школьным обучением; неадекватный уровень агрессивности (чрез- мерно высокий или слишком низкий); низкий уровень развития волевых качеств. В целом, можно сказать, что по всем исследуемым параметрам показатели данной группы детей оказались хуже возрастной нормы. Уровень развития эмоционально-волевой сферы этих детей низкий, в связи с чем им требуется психолого-педагогическая помощь, направленная на ее развитие. В связи с этим нами разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников с ЗПР. В основу программы были положены игры и упражнения, предложенные К. В. Фопелем [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=