Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
272 При конституционной форме задержки психического развития у детей с инфантилизмом ярко выражена истощаемость внимания, особенно при интел- лектуальных нагрузках. В то же время в процессе игровой деятельности про- дуктивность внимания улучшается. Эти данные подчеркивают зависимость ин- теллектуальной продуктивности у детей с инфантилизмом от мотивации. При соматогенной форме задержки психического развития, при астении возникают нарушения динамики психических процессов, которые проявляются в колеба- нии внимания, в сниженной способности к концентрации внимания. Возникает нарушение интеллектуальной работоспособности, отмечается выраженное на- рушение свойств внимания. При психогенной форме психического развития не наблюдается грубых нарушений предпосылок интеллекта: внимания, памяти, работоспособности – они остаются относительно сохранными 1 . Внимание младших школьников с задержкой психического развития ха- рактеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с ЗПР встречаются при утомлении, на фоне астении, при от- сутствии мотивации к учебной деятельности. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с ЗПР ограничивают реализацию мыслительной деятельности; не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности; препятст- вуют реализации процессов восприятия и памяти. В учебной и воспитательной деятельности приходится учитывать некото- рые основные особенности произвольного внимания детей с задержкой психи- ческого развития. Во-первых, у них наблюдаются частые переходы от состоя- ния активности внимания к полной рассеянности, что связано с их нервно- психическим состоянием. Во-вторых, на успешность выполнения учебных за- даний отрицательно влияют не только характеристики произвольного внима- ния, но и такие обстоятельства, как сложность задания, значительный объем работы в группе младших школьников. При ЗПР с синдромом гиперактивности наблюдается расстройство непро- извольного внимания в виде высокой отвлекаемости на несущественные внеш- ние раздражители. Это резко затрудняет сосредоточение на необходимом учеб- ном материале. При задержке психического развития с церебрастеническим синдромом нарушение внимания налицо в момент утомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизического инфантилизма – при утра- те интереса к данному виду деятельности. Проведя теоретический обзор проблемы изучения внимания у младших школь- ников с задержкой психического развития, можно сделать следующие выводы: 1. особенностями внимания младшего школьника с задержкой психического развития является недостаточная сформированность произвольного внимания; 2. дефицитарность основных его свойств: концентрации, объема, распре- деления; 1 Рейдибойм М. Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. 1977. № 2. С. 3–12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=