Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

271 М. В. Назарова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответст- вии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длитель- ную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности 1 . Наиболее сложно внимание развивается у детей, неуспевающих по учеб- ной программе, так называются дети с ЗПР. Затруднения в обучении часто свя- заны с негативным отношением к учебе, к любой деятельности, создают труд- ности в общении с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Изучением проблемы внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР посвящены работы многих исследователей: И. П. Павлова, И. М. Сечено- ва, А. А. Ухтомского, Н. Н. Ланге, Т. Рибо, А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, А. В. Снеж- невского, В. В. Лебединского, К. К. Платонова, Н. Ф. Добрынина и др. Однако, несмотря на большое число работ, посвященных исследованию внимания и особенностям его развития в разные периоды детства, проблема развития вни- мания и вопросы коррекционной работы у младших школьников с ЗПР остают- ся до конца неизученными. Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. З. Тржесоглава выделяет следующие особенности внимания этих детей: 1. нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС; 2. неадекватные колебания внимания, что является отражением незрело- сти нервной системы; 3. чрезвычайно ограниченный объем внимания; 4. «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в не- умении сосредоточиться на существенных признаках; ребенок не может этого сделать из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важно- сти, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий; 5. «прилипание» (персеверация) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой. 1 Истомина З. М. Развитие внимания. М.: Просвещение, 2000. 120 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=