Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

27 М. Г. Архипова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Восприятие человека больше всего связано с преобразованием информа- ции, поступающей к нему из внешней среды. В результате этого формируются психические образы, которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, представление, воображение, мышление, эмоции. [5] Наиболее характерная черта восприятия младших школьников с умствен- ной отсталостью – малая дифференцированность, сопровождающаяся неточно- стями и ошибками в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Сле- дующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уров- не психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Вос- принять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменять в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. [1] Важно также выделить особенности видов восприятия умственно отсталых младших школьников. Зрительное восприятие умственно отсталых младших школьников характеризуется замедленностью зрительного восприятия объек- тов (К.И. Вересотская). Слуховое восприятие детей с умственной отсталостью характеризуется недиференцированностью. Это негативно отражается на раз- личении близких по звучанию фонем. Восприятие пространства и времени ум- ственно отсталых младших школьников также имеет свою специфику. Детям трудно научиться ориентироваться в книге, тетради. Они не могут найти нуж- ную страницу, упражнение в учебнике; могут писать в тетради с середины, с конца листа, справа налево, им трудно придерживаться строки. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать проблему данного ис- следования. Она состоит в том, что восприятие умственно отсталого ребенка, как и другие психические процессы нарушено, и характеризуется недифферен- цированностью, разрозненностью, инактивностью и некритичностью воспри- нимаемого. При этом процесс восприятия значительно замедлен. Всё это опре- деляет важность проведения исследования по развитию восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Целью исследования явилось – определение уровня развития различных видов восприятия у младших школьников с умственной отсталостью и коррек- ция этих видов восприятия. Гипотеза состояла в предположении о том, что для изучения особенностей восприятия детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью мо- жет быть использована диагностическая программа, включающая в себя сле- дующие методики: методика «Нелепицы»; методика «Какие предметы спрята-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=