Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

266 Выделяют три критерия, определяющие развитие социальной готовности в детском возрасте: 1. опыт общения ребенка со взрослыми; 2. опыт общения со сверстниками; 3. индивидуальный опыт ребенка. Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс развития социальной готовности невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и пред- ставления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии социальной готовности заключается в следующем: – сообщение ребенку сведений о его качествах и возможностях; – оценка его деятельности и поведения; – формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ре- бенок впоследствии будет оценивать себя сам; – побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей. Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на развитие со- циальной готовности. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не прояв- ляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстни- ками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т. д.), начи- нает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Таким образом, главными особенностями социальной готовности предпо- лагается развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчи- няться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=