Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
265 Л. И. Божович считает, что кризис 6–7 лет связан с появлением нового, стержневого для личности ребенка, системного новообразования – «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии. До 6–7 лет ребенок почти не думает о своем месте в жизни, предназначении и не стре- мится изменить его; но в старшем дошкольном возрасте в связи с общим его продвижением в психическом и интеллектуальном развитии появляется явно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, «более взрослое» положе- ние в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для окружающих людей деятельность. Иначе говоря, у ребенка этого возраста по- является осознание своего социального «Я». Именно в это время появляются игры «в школу» и имитация «работы» взрослых. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса. Во-первых, изменения социально-экономических и культурных условий жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обоб- щенного образа ребенка шести лет, и, следовательно, изменилась система тре- бований, предъявляемых к детям этого возраста. Если еще недавно к шестилет- ке относились как к дошкольнику, то теперь на него смотрят как на будущего школьника. Во-вторых, многочисленные экспериментальные исследования показыва- ют, что познавательные возможности современных шестилетних детей превос- ходят соответствующие показатели их сверстников 60–70-х годов. Ускорение темпа психического развития является одним из факторов смещения границ кризиса семи лет на более ранние сроки. В-третьих, старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма. Его не случайно на- зывают возрастом смены молочных зубов, возрастом «вытягивания в длину». В последние годы наблюдается более раннее созревание основных физиологи- ческих систем организма ребенка. Это тоже сказывается на раннем проявлении симптомов кризиса семи лет. В результате изменения объективного положения шестилетних детей в системе общественных отношений и ускорения темпов психофизического развития нижняя граница кризиса сместилась на более ранний возраст. Следо- вательно, потребность в новой социальной позиции и новых видах деятельно- сти теперь начинает формироваться у детей значительно раньше. На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии – способности ана- лизировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и дей- ствия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей 6–7- летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности. Что оказывает влияние на развитие социальной готовности к школьному обучению?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=