Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

264 О. А. Москалёва Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. В. Панфёрова ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА СОЦИАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников пре- дыдущих лет: они активнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо со- стояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в оди- ночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В та- ких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Изучаемая тема является одной из самых актуальных проблем на протяже- нии всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она ста- новится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего по- коления. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяет- ся образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окру- жающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Общеизвестно, что главным институтом воспитания является семья. В се- мье закладываются основы личности ребенка. Именно там он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различ- ных ситуациях. То, что ребенок приобретает в семье в детские годы, сохраняет- ся в течение всей последующей жизни. В каждой семье складывается опреде- ленная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирова- ния определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивиду- альный стиль, который относительно стабилен. Существует 3 основных стиля воспитания: авторитарный, демократичный и либеральный. Они по-разному влияют на формирование и развитие личности ребенка. Особенности социальной готовности к обучению в школе необходимо рас- смотреть через призму кризиса семи лет. В результате исследований и наблюдений за развитием детей было уста- новлено, что возрастные изменения психики могут проходить резко, критиче- ски, либо постепенно, литически. В целом психическое развитие представляет собой закономерные чередования стабильных и критических периодов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=