Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

261 К. А. Моренова Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. A. Кувыртaловa ИМПУЛЬСИВНОСТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ Каждый из нас хоть раз замечал за собой резкие перепады настроения, склонность к необдуманным действиям, быстрое, но порой неправильное или нечеткое их выполнение. Однако мало кто знает, чем обусловлено такое пове- дение и почему не получается его контролировать. Некоторые люди на замеча- ния окружающих отмахиваются и говорят примерно следующее: «У меня такой характер, меня не изменить, любите меня таким, какой я есть». Но в конце кон- цов они становятся совсем одинокими, так и не осознав, что причина кроется в них самих, а не в окружающих. И причина эта – импульсивность, которая могла и должна была быть скорректирована еще в детстве. Данная проблема нашла отражение в ряде психологических исследований Л. С. Выготского, Ю. Д. Злобина, Л. В. Кузнецовой, М. Монтессори. Педагоги- ческим аспектам данной проблемы посвящены работы В. П. Кащенко, А. Д. Го- неева, Т. Г. Никуленко, А. В. Пилипенко, Е. Ф. Сивашинской. Проведенный теоретический анализ показал, что под импульсивностью психологи понимают особенность поведения, которая заключается в действиях по первому побуждению под влиянием внешних случайных обстоятельств или сильных эмоций; в устойчивых формах представляет собой черту характера. От импульсивности следует отличать решительность, то есть способность смело брать на себя ответственность за принятое решение, своевременность действия, умение быстро его исполнять или задерживать [1]. Она тоже предполагает не- посредственную энергичную реакцию, но связана с быстрым обдумыванием ситуации и принятием наиболее целесообразных и обоснованных решений. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недоста- точной развитостью самоконтроля над поведением. Импульсивный ребенок не обдумывает свои действия, на вопросы отвечает резко и быстро, причем чаще от- веты бывают неправильными, реагирует на внешние раздражители, легко прини- мает ту или иную гипотезу, не обращая внимания на ее истинность или ложность. Причины импульсивности возможно представить как внутренние (психо- логические), так и внешние (социально-педагогические). Наследственность является важным, но не всегда определяющим степень импульсивности ребенка фактором. На выраженность импульсивности оказывает влияние и социальный аспект: дети из менее обеспеченных слоев населения реагируют на различные раздражи- тели более импульсивно, в то время как дети из высших слоев населения раньше и более выраженно начинают применять рефлексивную модель поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=