Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

259 кошь, не нужен, поэтому он совершает рискованные и нелегальные действия, стараясь пробиться в элиту. Творчеству Фицджеральда свойственна двойственность изображения не только своих персонажей, но и общества в целом. Этот прием он использует и при раскрытии темы «американской мечты». С одной стороны «мечта» для Фицджеральда – движущая сила, которая убеждает человека усердно работать, чтобы добиться своей цели. Она способна заставить его поверить в свои силы и свой успех. Однако, с другой стороны, пытаясь добиться своей мечты, человек способен совершать незаконные действия – поступки, идущие вразрез не толь- ко с законом, но и с моральными устоями общества [5, c. 153]. Все это Фицдже- ральд показывает нам на примере главного персонажа, Джея Гэтсби. Когда Ник Каррауэй (один из главных персонажей романа, рассказчик) впервые встречает Джея Гэтсби, он сам невольно ощущает неоднозначность его личности. “Gatsby, who represented everything for which I have an unaffected scorn. If personality is an unbroken series of successful gestures, then there was something gorgeous about him” [1, p. 3]. С одной стороны, Гэтсби представлял собой успешного и расчетливого бизнесмена, молодого богача, который напра- во и налево разбрасывался деньгами, устраивая роскошные вечеринки. С дру- гой стороны, это был человек, который до конца был предан своей мечте: же- ланию вернуть женщину, которую он любил. “It was an extraordinary gift for hope, a romantic readiness” [1, p. 3–4] . Эта черта и возвышает Гэтсби, по мне- нию автора, над другими людьми в обществе, придавая ему чистоту и перво- зданность [5, c. 152]. Именно она делает его по-настоящему «великим». Многие исследователи обращают внимание на расплывчатость образа Джея Гэтсби. А. Зверев объясняет это тем, что он мечется между двумя граня- ми: первая – любовь к Дейзи, его романтическая мечта воссоединиться с ней, ради осуществления которой он готов пойти почти на все что угодно, хотя в глубине души он понимает, что Дейзи не готова бросить мужа; вторая – трез- вый разум и расчетливость. Он не хочет терять все то, что было нажито его тяжким трудом. Гэтсби привык к жизни, полной опасности и противозаконных действий. Это так сильно вросло в его характер, что повсюду им руководит . Бо- лее того, он понимает свою зависимость от денег и данной ему власти. Фицджеральда всегда интересовала тема богатства и бедности. В его про- изведениях она тесно переплетается с темой «американской мечты». Описывая разрушительное влияние денег на личность, писатель, в то же время, восхища- ется возможностями, которые они предоставляют. По мнению Фицджеральда, мир богатых людей – наследственный, а, следовательно, очень замкнутый и кастовый. Он покупает, использует, а потом выкидывает, все, что ему не нужно. Попасть в этот мир любому, кто изначально к нему не принадлежал, значит погибнуть, как и погиб Гэтсби [4]. Трагедия Гэтсби состоит в том, что он создал себе выдуманный идеал, ко- торой ему не удалось достичь. В своей безрассудной и слепой погоне за осуще- ствлением своей мечты, он даже не задумывался о моральных потерях. “Gatsby believed in the green light, the orgiastic future that year by year recedes before us. It eluded us then, but that’s no matter – tomorrow we will run faster, stretch out our

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=