Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
25 ночества. При этом роман густо «населен» персонажами, сюжет его очень на- сыщен, на каждой странице происходят события, важные для романа в целом, так что фабулу его вычленить практически невозможно, жизнь героев показана не полностью, а фрагментами, их переживания – на грани сознательного и бес- сознательного, на переходе от жизни к смерти. Вместе с тем, повествование о жизни главных действующих лиц построено таким образом, что в него вплетены все пласты и уровни реальности, историче- ский и фантастический, индивидуальный и социальный, коллективный, психо- логический и бытовой, а также лирический. Наряду с этим автор весьма при- чудливо обращается со временем, постоянно переходит в своем повествовании к разным временным пластам, чередует, переплетает, сжимает и растягивает их, то уходит в прошлое, то возвращается в настоящее. Например, в начале романа события XVI и XX веков сплавляются воедино, но по мере развития сюжета движение времени и событий постепенно ускоряется. О приверженности Г. Гарсиа Маркеса к «магическому реализму» свиде- тельствует и наличие в романе «Сто лет одиночества» фольклорных влияний и черт. Как видно из содержания и стилистики романа, «магический реализм» Гарсиа Маркеса содержит в своей основе народное сознание и фольклорно- мифологическое восприятие действительности. Писатель свободно ориентиру- ется в фольклорном материале. При этом его повествование не теряет опору на латиноамериканскую и европейскую культурную традицию: используются на- циональные и общекультурные мотивы и образы. Характерными для «магического реализма» являются и ключевые темы романа Г. Гарсиа Маркеса, которые он, однако, раскрывает нетипично, в своей индивидуальной творческой манере. Прежде всего – это тема одиночества, одна из главных в романе и связанная с каждым из представителей рода Буэндиа как их проклятье, их семейный знак, их судьба. Рядом с темой одиночества стоит тема греховности и порочности человека. Но, обнажая все пороки человеческо- го рода, писатель, с одной стороны, акцентирует внимание на каждой из ступе- ней деградации общества, на каждом этапе бездуховного, а значит бессмыслен- ного и обесцененного существования человека. С другой стороны – он не открывает путей решения проблемы. Автор намеренно оставляет множество белых пятен в истории Макондо, давая читателю пространство для размышле- ния. И в то же время он убеждает, что за годы греховности и безнравственно- сти, за совершенные безумства следуют наказания. Приговор Гарсиа Маркеса звучит так: «…тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиноче- ства, не суждено появиться на земле дважды» [2, с. 388]. Своеобразно подходит писатель в романе и к теме любви, подводя читателя к мысли, что все беды Буэндиа исходят из их неспособности любить. Даже сим- вол любви в романе – Ремедиос Прекрасная – оказывается неспособной любить, ей неизвестно это чувство, а ее красота приносит окружающим лишь смерть. Как показывает наш краткий анализ, претворение принципов и черт «ма- гического реализма» в творчестве Г. Гарсиа Маркеса отличается своеобразием и оригинальностью и даже, отчасти, постмодернистским характером повество- вания. Обо всем этом свидетельствуют поэтика романа «Сто лет одиночества»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=