Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
246 тен к сфере спорта. Эти тексты содержат все базовые черты педагогического институционального дискурса: цель, ценности, коммуникативные стратегии. Спортивный дискурс проявляется здесь также как и в сочетании с научным только в сфере употребления специфических лексических единиц и фразеоло- гии спорта. В качестве примера приведем отрывок из регламента соревнований по биатлону: «Bei einem Biathlonwettkampf läuft der Biathlet auf Skiern eine Strecke zwischen 6 und 20 Kilometer unterbrochen von einem Aufenthalt am Schießstand, bei dem der Biathlet 2 oder 4 mal schießt. Streckenlänge und Anzahl der Schießeinlagen hängen von der jeweiligen Wettkampfdisziplin ab. Die Schießentfer- nung beträgt immer 50 Meter. Es werden jeweils 5 Schuss auf 5 Ziele abgegeben, mit Ausnahme des Staffelwettkampfes, bei dem den Athleten pro Schießeinlage jeweils 3 Reservepatronen zur Verfügung stehen. Es gibt 2 Schießstellungen: Liegend und Ste- hend. Diese werden, abhängig von der Wettkampfdisziplin entweder abwechselnd oder hintereinander ausgeübt.» Данный отрывок представляет собой справочный материал, целью которого является донести до читателя правила организации соревнований по биатлону, что несомненно является одной из ключевых ха- рактеристик педагогического дискурса. Как уже было отмечено ранее, о тесной связи педагогического и спортивного дискурса мы можем говорить только с лингвистической точки зрения, а именно на уровне выбора специфических лексических единиц. В целом, можно сделать вывод о том, что спортивный дискурс пересекает- ся с различными видами институционального дискурса. Но, если в своей «лин- гвистической проекции» и с точки зрения дискурсообразующего топика спор- тивный дискурс может пересекаться с более широким кругом дискурсов, то с позиции общего когнитивного поля степень интертекстуальности спортивно- го дискурса зависит, в первую очередь, от специфики выбранного вида спорта, что и было доказано нами на примере немецкоязычного биатлонного спортив- ного дискурса. Литература 1. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. – Волгоград, 2000. 2. IBU Biathlon Guide 2013/2014, International Biathlon Union, Salzburg, Austria.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=