Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
24 щим, персонажи – друг с другом. Причина и следствие – меняться местами, на- пример, персонаж показывается страдающим из-за каких-либо трагических со- бытий еще до их реального наступления. Течение времени порой искажается: оно или циклично, или кажется отсутствующим. Используется и прием коллап- са времени, когда настоящее повторяет либо напоминает прошлое. Наконец, фантастические элементы в произведениях никогда не объясняются, они могут быть внутренне непротиворечивыми, а литературные персонажи всегда прини- мают логику магических элементов, как бы не замечая и не оспаривая их. Допускается и открытый финал произведения, позволяющий читателю само- стоятельно определить, что в произведении было более правдивым и соответст- вующим реальности, что – фантастическим, и остановиться на своем варианте. Что касается содержательно-тематической стороны творчества «магических реалистов», то следует отметить частое обращение к темам одиночества и сты- да, бездуховности, «фальшивого» чуда, запретной любви. Рассмотрев характерные черты «магического реализма» как литературно- го направления, перейдем далее к анализу своеобразия их претворения в твор- честве Г. Гарсиа Маркеса и к отличительным особенностям его «магического реализма». Наиболее полно и рельефно они проявились в романе «Сто лет одиночества». В этом, пожалуй, наиболее известном произведении писателя самым тес- ным образом сталкиваются миф и реальность, фантастика, воображение и исто- рия, что как раз и характерно для «магического реализма». Роман пропитан ма- гией и волшебством, загадками, пророчествами и гаданиями. Воображение здесь не имеет предела: тут есть возносящиеся на небо женщины, летающие ковры, бессмертные военачальники, эпидемии бессонницы и беспамятства и многое другое «чудесное». Но все-таки, какой бы «магической» ни казалась реальность, созданная воображением автора, – в основе своей это именно ре- альность, а роман – притча о совершенно реальной жизни, наполненной чуде- сами, которые человек должен научиться замечать в привычных вещах. И чрез- мерность и излишества в романе оказываются нормой повседневности. К характерным чертам «магического реализма» Гарсиа Маркеса относится переплетение не только реального и фантастического, но и трагического и ко- мического, серьезного и смешного. Веселье порой невозможно отделить от тра- гизма ситуации. Трагические вещи – убийства, смерти, насилие – рисуются па- родийно. И все же, несмотря на трагичность рассказанной истории, на довольно мрачное описание действительности, ирония и сказка в романе не просто при- сутствуют, но преобладают. Роман Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» на- сыщен и элементами абсурда. Так, за свою жизнь полковник Аурелиано Буэн- диа поднял тридцать два восстания, которые проиграл, имел семнадцать сыновей, которые погибли в одну ночь, остался живым после четырнадцати по- кушений на его жизнь. Важными особенностями поэтики Маркеса, определяющими ее самобыт- ность, являются размытость граней как реальности и фантазии, так и времени и пространства. В романе прослеживается история жизни одной семьи на про- тяжении шести поколений, история рода Буэндиа, обреченного на сто лет оди-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=