Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
238 Впал в бешенство… И выбросил жемчужину ценней, Чем край его… («Отелло») [6, с. 424–425] Наряду с этим Шекспир воплощает концепцию человека, совершающего высокие поступки, обладающего высокими качествами: Добр, чист, красив», – на все лады пою. Трёх этих тем безмерны сочетанья, Им отдал я поэзию свою. (Сонет №105) [7, с. 479]. Утверждает благородство по деяниям человека: Но если кто, твердя о чести рода, Прославленными предками кичась, Ничтожен сам, то честь роняет в грязь. («Всё хорошо, что хорошо кончается») [5, с. 510] Шекспир воспевает силу и бессмертие бескорыстной, жертвенной любви во многих строках драматических произведений и сонетов: Любовь способна низкое прощать, И в доблести пороки превращать. («Сон в летнюю ночь») [4, с. 141] Поэт сурово осуждает неискренность в любовных отношениях, похоть под маской любви: …Любовь скромна, а похоть всё сожрёт, Любовь правдива, похоть нагло лжёт. («Венера и Адонис») [7, с. 358] Культ природы, её эстетизация также нашли отражение в творчестве Шек- спира, что близко пантеистическим представлениям творцов Возрождения. Ма- гистральный сюжет его комедий тяготеет к пасторали как синониму «желанно- го», «поэтически природного» мира. На этом фоне влюблённый изображён идеализированно («весь обожанье, преданность, служенье, весь покорность, чистота, испытанность, стойкость») [2, с. 55]. Человек в эпоху Возрождения предстал как «венец творенья» и как тленное, легко разрушаемое создание. В «Короле Лире»: «Неприкрашенный человек – и есть именно это бедное, голое двуногое животное, и больше ничего» [6, с. 502]. Таким образом, даже проведённый нами краткий анализ творчества Уиль- яма Шекспира позволяет услышать яркое звучание идей Ренессанса в общем гуманистическом пафосе его реалистического творчества. Литература 1. Мирандола, Джованни Пико делла. Речь о достоинстве человека [Элект- ронный ресурс] / Джованни Пико дела Мирандола. – Электрон. дан. – Режим доступа :http://www.platonizm.ru/content/piko-della-mirandola-rech-o-dostoinstve-cheloveka. – Загл. с экрана – (дата обращения: 21.02.2015 г.). 2. Пинский, Л. Е. Магистральный сюжет / Л. Е. Пинский. – М.: Сов. писа- тель, 1989.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=