Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

236 Д. А. Луговская Факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. Б. Бушнякова УИЛЬЯМ ШЕКСПИР И ИДЕАЛЫ РЕНЕССАНСА Жизнь английского драматурга и поэта У. Шекспира (1564–1616) прихо- дится на переходную эпоху – от века Ренессанса к веку барокко. В своих про- изведениях он утверждает ренессансные ценности, поднимает значимые для гуманистов проблемы. Итальянские гуманисты формируют новое гуманистическое сознание с культом светской жизни, с подчёркнутой чувственностью. В центре его лежит человеческая личность, обладающая всесильным разумом, творческой мощью. Эпоха Возрождения разрабатывает новую антропологию, обосновывающую идеалы благородства, добродетели, достоинства человека. Так, источником ис- тинного благородства считается не богатство и родовитость, а личные достоин- ства человека. Путь к нему лежит не через философское созерцание, а через ак- тивную деятельность, приносящую пользу человеку и окружающим, о чём писали многие итальянские философы. Один из них – Леон Альберти: «…со- вершенное и божественное блаженство, которое ты способен завоевать собст- венными силами, совершая добрые дела …Искусство жить постигается в дея- ниях». Добродетель у Альберти способна противопоставить течение жизни Фортуне, иррациональной случайности, не имеющей божественного происхож- дения («Домострой»). Человек, по его мнению, должен быть творцом [3, с. 25]. Важное место в философии ренессансных гуманистов занимает доктрина о человеческом достоинстве, обусловленном возвышением человека в силу творческого разума и богатства эмоций. Пико делла Мирандола в «Речи о дос- тоинстве человека» (1486) указывает на то, что «человек – единственное из творений, помещённое на границе двух миров, свойства его не предрешены. Он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме» [1]. Салютати вы- двинул на первый план гуманитарные дисциплины, призванные формировать человека, обладающего гуманизмом – способностью к добродетельным поступ- кам, достижению учёности [3, с. 310]. Все перечисленные нами ренессансные черты пронизывают творчество У. Шекспира. Приведем некоторые из особенностей его произведений. Во- первых – это разнообразие поставленных проблем, созданных образов и характе- ров. Во-вторых, решительный поворот к реализму, выявление причин и следствий человеческих поступков и условий формирования характеров, которые, однако, не лишены типических черт. В-третьих, воспевание земной жизни с её радостями, несмотря на трагизм. В-четвертых, оптимизм, вера в исправление нравов. В центре творчества Шекспира находится человек, наделённый разумом, силой духа, и, наряду с этим, греховный, склонный к пороку: Венчают внешность внешнею хвалой, Но те же судьи изменяют мненье,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=