Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

234 широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении са- мой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности. Диагностика сформированности регулятивных УУД проводилась на базе МБОУ средней общеобразовательной школы № 15 г. Тулы в 2014–2015 учеб- ном году в 4-м классе. Количество участников опытно-экспериментальной ра- боты включало 25 учащихся. При проведении педагогического эксперимента выборка испытуемых носила случайных характер. В качестве критериев сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся младших классов были отобраны когнитивный и регулятивный компоненты целеполагания и самооценки обучаемых (на осно- ве работы А. Г. Асмолова). Под целеполаганием мы понимали процесс выдвижения целей и задач ученика в процессе музыкальной деятельности и предъявления их себе для реа- лизации на уроке. Целеполагание должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Показателями этого критерия служили умение ста- вить учебную цель и построение задач (пошаговая реализация цели). Самооценка трактовалась как определение учеником своих качеств и осо- бенностей деятельности. Показатели этого критерия включали определение ка- чества выполнения задания в соответствии с планируемым результатом и осу- ществление контроля своих действий в процессе достижения результата. Для изучения выдвинутых критериев применялись следующие методы ис- следования: педагогическое наблюдение и беседа. В ходе констатирующего этапа исследования было установлено, что на высоком уровне сформированности регулятивных УУД находились 5 % обу- чающихся. При этом учащиеся правильно выделили цель и учебные задачи на уроке и смогли адекватно определить качество выполнения задания в соответ- ствии с планируемым результатом и осуществить контроль своих действий. На среднем уровне – 43 % детей. Эти дети правильно выделили цель урока, но с постановкой задач не справились или справились частично; они дали вы- сокую оценку собственной работе, не соответствующую действительности. На низком уровне оказалось 52 % испытуемых. Ученики нечетко или совсем не смогли сформулировать цель урока, с постановкой задач не справились, не могли оценить своих действий. Результаты проведенной диагностики показали, что умение ставить цель урока у большинства детей недостаточно сформирована. Ответы на вопросы беседы свидетельствуют, что работа по формированию умения различать цель и задачи деятельности является более трудной для обучающихся и требует сис- тематической работы учителя. Трудности вызывала и самооценка собственных действий и качества учебной деятельности. Мы предположили, что на уроках музыки необходимо использовать игро- вые и интерактивные методы обучения, т. к. они позволяют представить мате- риал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют улучше- нию взаимодействия в ходе учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий про- исходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=