Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

232 Блеснул кровавый меч в неукротимой длани Коварством, дерзостью венчанного царя; Восстал вселенной бич – и вскоре новой брани Зарделась грозная заря. Наполеон здесь противопоставляется Александру I, который «несёт врагу не гибель, но спасенье и благотворный мир земле». В произведении А. С. Пушкин однозначно выражает своё негативное отношение к Наполеону как к захватчику. Это достигается с помощью фонетических средств: аллитерации (звук [р] в первой и последней строках четверостишия), лексических: слова крова- вый, коварство, дерзость относятся к нейтральному стилю, но выражают нега- тивные эмоции автора, слова бич и зардеться относятся к высокому книжному стилю. Длань – слово книжное, церковное и устаревшее, относящееся к средствам поэтической речи. Использует Александр Сергеевич и синтаксическое средство – инверсию. Дополнение новой брани значительно отдалено от подлежащего заря. Подлежащее и сказуемое также поменялись местами. Вострепещи, тиран! уж близок час паденья! Слово тиран – книжное, риторическое, имеющее отрицательную эмоцио- нальную окраску. Вострепещи – слово, относящееся к книжному стилю речи, устаревшее. Также автор использует в этой строке риторическое обращение и риторическое восклицание – синтаксические фигуры. ...Увы! на башнях галл кремля! Здесь имеет место синтаксический прием инверсии и риторическая фигу- ра – восклицание. Утешься, мать градов России, Воззри на гибель пришлеца. Пришлец – устаревшее от пришелец. Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны, Презревший правды глас, и веру, и закон, В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны? Исчез, как утром страшный сон! В приведенном отрывке наблюдается полисиндетон (многосоюзие), уста- ревшие слова глас, презревший, поэтические возмечтав и низвергнуть, ритори- ческие обращение, вопрос и восклицание. Беллона в древнегреческой мифоло- гии – богиня войны. Называя Наполеона ее любимым сыном , А. С. Пушкин хотел показать отличие императора от остальных людей, которые стремятся к миру и спокойствию. Использование устаревших слов и выражений, высокого книжного стиля, риторических оценок и фигур, поэтических инверсий свидетельствует о стремлении автора создать произведение высокого стиля, обилие негативных оценок – о стремлении создать отрицательный образ Наполеона. Таким образом, для создания образа Наполеона в своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин чаще всего использовал межстилевую лексику, слова высокого книжного стиля, риторической, положительной или отрица- тельной оценки, средства поэтической речи, риторические фигуры (восклица- ния, обращения и вопросы), повторы, анафоры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=