Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

231 Д. Е. Левина Факультет русской филологии и документоведения, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. Ю. Барабанова ЯЗЫКОВЫЕ СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА НАПОЛЕОНА В РАННЕЙ ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА Александр Сергеевич Пушкин заканчивал первый год обучения в Царско- сельском лицее, ему было 13 лет, когда войска Наполеона вступили в Россию. В дни войны подростки интересовались происходящим. Как писал лицейский товарищ Пушкина декабрист И. И. Пущин, лицеисты провожали гвардейские полки, напутствовали воинов, зачитывали журналы, сообщающие о последних событиях, устраивали обсуждения и дискуссии. Так было в школьные годы, не утих интерес поэта к Отечественной войне в молодости и зрелости. Александр Сергеевич прекрасно понимал роль победы над захватчиками в освобождении России и Европы, во всей политической истории нашей страны. Он тесно об- щался с очевидцами тех событий. Декабристы, к кругу которых примыкал Пушкин, называли себя «детьми 1812 года». Многочисленны были также непо- средственные участники Отечественной войны, с которыми общался Пушкин. Среди его друзей и хороших знакомых были служившие офицерами в 1812– 1814 годах Каверин, Чаадаев, Батюшков, братья Раевские и Давыдовы, Кате- нин, Ф. Глинка, Ф. Толстой, Кривцов, М. Орлов, Перовский и другие, такие близкие поэту люди, как Жуковский и Вяземский, состояли в народном опол- чении и участвовали в Бородинском бою. Это отложило отпечаток на творчест- во поэта. Материалы о борьбе России с Наполеоном присутствовали во всех че- тырех номерах «Современника», изданных Пушкиным. Лицейские стихотворения Пушкина о Наполеоне органично входят в кон- текст русской поэзии периода Отечественной войны 1812 г. В бесчисленных стихотворениях русских авторов этого времени Наполеон выступает как во- площение всех сил зла, при этом поэты не скупятся на эпитеты. Тот же харак- тер носят и публицистические статьи в русской периодической печати тех лет. «Кровожадный зверь», «страшилище природы», «убийства жаждущий злодей» – подобные выражения можно найти едва ли не в любом стихотворении или ста- тье 1812–1815 годов, посвященных Наполеону. Чувство, объединяющее авто- ров – ненависть к врагу, яростно изливаемая в произведениях этого периода. Пушкин в своих лицейских стихотворениях в этом отношении сравнитель- но сдержан: «хищник», «губитель», «ужас мира» – это наиболее резкие слова, которые он допускает. Это свидетельствует о художественном вкусе юного по- эта. В это время Пушкин безусловно разделяет общее отношение к Наполеону, выраженное в русской поэзии и публицистике. Первое упоминание о Наполеоне у Пушкина – в стихотворении «Воспоми- нания в Царском Селе», написанном в 1814 году. Автор припоминает импера- тору его незаконное восшествие на трон:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=