Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

230 помощь в отношении сверстника (50 %), отмечается небольшой процент прояв- ления прагматической и провокационной помощи (по 20 %). Необходимо от- дельно отметить одного испытуемого (10 %), т. к. его поведение носит отрица- тельный характер. Данный ребенок не проявил никакого интереса к действиям сверстника, он давал отрицательные оценки действиям других, отмечается ин- дифферентная реакция в сопереживании сверстнику, ребенок отказался, как- либо помочь другому. У данного испытуемого отмечается эгоистическая на- правленность и концентрация его на себе. 3. Проективная методика «Картинки». Большое количество детей имеют средний и выше среднего уровни развития социального интеллекта (60 % и 20 % соответственно), для этих детей характерно продуктивное или вербальное ре- шение конфликтной ситуации (по 40 %), поэтому можно говорить о благопо- лучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику. Один испытуе- мый (10 %) показал уровень социального развития ниже среднего, также можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. 4. Тест фрустрационных реакций Розенцвейга. У большинства детей про- является интрапунитивная и экстрапунитивная направленность (70 % и 30 % со- ответственно). Дети с экстрапунитивной направленностью видят причину кон- фликта во внешнем мире, дети же с интрапунитивной направленностью возлагают ответственность на себя. По типу реакции у большинства испытуемых отмечается доминантный тип реагирования (40 %), при котором у ребенка силь- но развиты впечатлительность, склонность к сочувствию, а также самозащитный тип (30 %), при котором личность, чувствует неуверенность в себе, отмечаются колебания в принятии решений и сильнее эмоциональная нестабильность. 5. Методика «Лесенка». Результаты большинства детей (70 %) свидетель- ствуют о том, что эти дети уверены в любви окружающих, чувствуют себя за- щищенными, результаты остальных детей (30 %) говорят, о субъективном пе- реживании собственной незначительности и недооцененности в глазах других. Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что: 1) в данной группе дети доброжелательно относятся к сверстникам; 2) эмоциональная вовле- ченность в действия других носит положительную окраску; 3) уровень развития социального интеллекта средний и выше; 4) у детей наблюдается интрапунитив- ная и экстрапунитивная напревленность решения проблемных ситуаций; 5) дети в группе уверены в любви окружающих, чувствуют себя защищенными. Литература 1. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина.– М.: Пе- дагогика, 2009. 2. Психологический словарь / Авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. 3. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=