Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

23 А. И. Антонова Факультет русской филологии и документоведения, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – О. Б. Бушнякова «МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ» Г. ГАРСИА МАРКЕСА Термин «магический реализм» появился в середине 20-х годов XX века применительно к произведениям живописи [4]. К литературе был впервые при- менен французским критиком Эдмоном Жалу в 1931 году и прочно вошел в на- учный обиход в отечественном и зарубежном литературоведении в первой по- ловине XX века. «Магический реализм» постепенно завоевывал признание как творческий метод, способствуя тем самым развитию к нему исследовательского интереса, всестороннего анализа и появлению разнообразных определений, трактовок данного литературного явления. Часто «магический реализм» рассматривался как тип реалистического повествования, где стираются границы между тради- циями и экспериментом. Наряду с этим – как один из наиболее радикальных методов «художественного модернизма». На русский язык название «магиче- ский реализм» можно перевести как «волшебный, чудесный реализм», то есть реализм, который «не только уживается с волшебством и допускает возмож- ность чуда, но находит в них свою питательную среду и облекается в их при- чудливые формы» [1, с. 3]. Согласно другому толкованию, «роль магического реализма состоит в отыскании в реальности того, что есть в ней странного, ли- рического и даже фантастического, – тех элементов, благодаря которым повсе- дневная жизнь становится доступной поэтическим, сюрреалистическим и даже символическим преображениям» [5, с. 229]. Широкое распространение «магический реализм» получил в Латинской Америке, где он достиг своего расцвета в произведениях латиноамериканских писателей. Ярким представителем данного литературного течения явился ко- лумбийский прозаик Г. Гарсиа Маркес (1928–2014), талантливо и самобытно воплотивший «магический реализм» в творчестве, и в первую очередь – в ро- мане «Сто лет одиночества» (1967). Чтобы раскрыть своеобразие этого вопло- щения, мы должны сначала обратиться к обзору основных художественно- стилистических черт «магического реализма», выделяемых исследователями. Прежде всего, в «магическом реализме» органически сочетаются элементы реального и фантастического, действительного и мысленного, бытового и ми- фического, таинственного. Также содержатся элементы фольклора (легенды, сказания). Часто используются символы и символические образы. Причем фан- тастическое описывается автором настолько правдоподобно, подробно, деталь- но, что воспринимается читателем как реальное. События в произведениях представляются с разных, иногда альтернативных, точек зрения, при этом мо- гут быть переходы между точками зрения различных персонажей; повествова- ние может вестись от первого, затем третьего лица, переключаться с третьего лица на первое. Прошлое в произведениях может контрастировать с настоя-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=