Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
229 Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровес- ников. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной лич- ности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, кото- рыми она обладает. К 6 годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовле- ченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как де- лает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой стано- вится интересен сам по себе. Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказать ему правильный ход или ответ. Если 4-5–летние дети охотно, вслед за взрослым, осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могут объединяться с товарищем в своем проти- востоянии взрослому, защищать или оправдывать его [2, с. 157]. Таким образом, у ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуни- кативной деятельности – внеситуативно-личностное общение. В ходе анализа литературы нами была разработана диагностическая прог- рамма, направленная на изучение общения детей старшего дошкольного возраста. 1. Социометрия. Автор: Е. О. Смирнова. Цель: диагностика эмоциональ- ных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы. 2. Метод проблемных ситуаций. Цель: исследование межличностных отношений. 3. Проективная методика «Картинки». Цель: определение уровня развития социального интеллекта, анализ качественного отношения ребенка к сверстнику. 4. Тест Розенцвейга (модификация Н. В. Тарабриной). Цель: исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятель- ности или удовлетворению потребностей личности. 5. Методика «Лесенка». Автор: В. Г. Щур. Цель: выявление системы пред- ставлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образо- вательного учреждения «Киреевский детский сад общеразвивающего вида № 1 «Теремок» г. Киреевск. В исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 5–6 лет. В ходе проведения исследования были получены следующие результаты. 1. Социометрия. Многие дети получили примерно равное количество по- ложительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжела- тельное отношение сверстников распределено примерно поровну между всеми членами группы. Данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспи- тания межличностных отношений и является наиболее благоприятной. 2. Метод проблемных ситуаций («Одень куклу»). Использование данной методики дало возможность сделать следующие выводы: большое количество детей активно вмешиваются в действия сверстника (90 %); эмоциональная во- влеченность этих детей носит положительную окраску (70 %); сопереживание сверстнику выражается адекватной или частично адекватной реакцией (60 % и 30 % соответственно); испытуемые в большей мере проявляют безусловную
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=