Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
228 А. А. Левина Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Полина ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Сфера общения в последние два-три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Ле- онтьев), специалистов по психологии социальной (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андрее- ва), детской и возрастной (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относи- тельно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. И. Ли- синой, Г. М. Андреевой, Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А. Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психоло- гов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Тем не менее, проблема общения сверстников в дошкольном возрасте изу- чена недостаточно. Особую актуальность и значимость имеет изучение приро- ды общения, его индивидуальных и возрастных особенностей, механизмов про- текания и изменения. В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Зна- чимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и дру- гие дети, сверстники [3, с. 174]. Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанно- му с тем, что происходит здесь и сейчас [1, с. 71]. Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятель- ность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Доста- точно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=