Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
226 Захаров А. И. указывает, что тревожные дети отличаются частыми прояв- лениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, осо- бой чувствительностью. Тревожные дети нередко имеют низкую самооценку, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружаю- щих, очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Устойчивым личностным образованием тревожность становится именно к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться «Я - концепцией» ребенка, носящей противоречивый, конфликтный характер. В свою очередь тревожность, становясь своеобразным психологическим барьером на пути достижения успеха и субъективного его вос- приятия, углубляет и усиливает этот конфликт. На потребностном уровне он при- обретает характер противоречия между аффективно заряженным стремлением удовлетворяющему отношению к себе, успеху, достижению цели, с одной сторо- ны, и боязнью изменить привычное отношение к себе – с другой. Возникающие в результате такого конфликта затруднения в восприятии успеха и сомнения даже в реальных достижениях еще более увеличивают отри- цательный эмоциональный опыт. Поэтому тревожность все более закрепляется, приобретает стабильные формы реализации в поведении, регуляции, компенса- ции или способов защиты и становится устойчивым личностным свойством, имеющим собственную побудительную силу [2]. Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано с формированием психастенической акцентуации характе- ра, отличительной особенностью которой являются тревожно-мнительные чер- ты личности. У человека с такими личностными особенностями легко возника- ют опасения, волнения, страхи. Недостаток уверенности в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком трудной. По той же причине занижается оценка достигнутых результатов. При психастени- ческой акцентуации затруднено принятие решений, так как человек чересчур фиксируется на тех неблагоприятных последствиях, которые могут повлечь за собой то или иное решение. Из-за низкой уверенности в себе часто наблю- даются трудности в общении, особенно при вхождении в новый коллектив. Высокая тревожность способствует развитию астении, порождает психосома- тические заболевания. Устойчивая личностная тревожность возникает у подростков с такими чер- тами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего Я. Такая тревога у подростка обусловлена внутренним конфлик- том между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает. Проблема тревожности как относительно устойчивого личностного обра- зования сравнительно редко встает в чистом виде. Обычно она включается
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=