Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

225 С. А. Лапина Факультет психологии, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической дея- тельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психиче- ским состоянием. В ряду различных психических состояний, являющихся предметом научного исследования, наибольшее внимание уделяется состоя- нию, обозначаемому как «anxiety», что переводится на русский язык как «бес- покойство», «тревога». Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устой- чивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это со- стояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека на- блюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в зна- чительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [1]. Подростковый возраст у разных авторов рассматривается по-разному: во- первых, как неделимый этап развития (10–15 лет), во-вторых, как возрастной этап поделенный на два периода – младший подростковый (10–12 лет) и собст- венно подростковый (12–14), и, в-третьих, выделяют также период отрочества, состоящий из трех периодов – младший подростковый (10–11 лет), средний под- ростковый (11–12 лет) и начало старшего подросткового возраста (12–14 лет). Этот возраст привлекает к себе пристальное внимание ученых в связи с тем, что он еще не до конца исследован, так как исторически выделился со- всем недавно, с введением обязательного и всеобщего неполного и полного среднего образования [3]. Возрастной период 10–12 лет характеризуется большими возможностями для развития полноценной личности. В это время у подростков происходит ак- тивное формирование жизненных ценностей, что обусловлено достаточно высо- ким уровнем интеллектуального развития детей к этому возрастному рубежу, усилением у них выраженного интереса к своей личности и к проблемам обще- ния в семье, в школе (со сверстниками и учителями), в других социальных груп- пах, а также установления своей позиции в тех или иных жизненных вопросах. По мнению отечественных психологов (Рогов Е. И., Прихожан А. М. и др.), тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживаю- щуюся в ее источниках, содержании, формах проявления. Для каждого возрас- тного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=