Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

223 В. В. Лазукина Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Степанова РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К ШКОЛЕ Изучаемая тема является одной из самых актуальных проблем на протяже- нии на всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится наиболее острой в связи с модернизацией всей системы образова- ния. Школа решает трудные задачи образования и обучения подрастающего поколения. Общая готовность предполагает эмоциональное развитие ребенка, моторное и физическое, когнитивное и социально-личностное. К поступлению в школу у ребёнка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и на- выки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Готовность к школе – это совокупность определенных параметров и спо- собов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при предстоящем про- должении школьного обучения [1]. Проблема готовности к обучению в школе рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. Витцлак, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н. И. Непом- нящая, С. Штребел, Д. Б. Эльконин, и др.). Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и со- циальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. Социальная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и ус- пешность его предстоящего обучения обусловлена всем ходом его предшест- вующего развития. А. И. Запорожец указывал, что готовность к обучению в школе составля- ют следующие структурные компоненты личностного развития: мотивация, произвольность, способность к самоконтролю и регуляции психической деятельности [2]. Под социальной готовностью ребенка к школе подразумевается уме- ние ребенка общаться в коллективе, заводить знакомства, умение слушать учи- теля и своих товарищей [3]. К социальной готовности относится и адекватная самооценка, способность оценить свои силы. Готовность или неготовность ре- бенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его рече- вого развития. Нарушения речи – собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде. Они обусловлены отклоне- ниями в психофизиологическом механизме речи. Можно сделать вывод о том, что ребенок с хорошо развитой речью с легкостью вступает в общение с окру- жающими людьми, умеет ясно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками об общей игре. И наоборот, невнятная речь ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=