Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
221 вовведения включают в себя возможность обучения по индивидуально- адаптированной программе, установке увеличенных сроков получения образо- вания, не предусматривают единого учебного графика и не требуют создания физических условий для перемещения студентов. Лица с ограниченными возможностями вынуждены прилагать усилия для передвижения по различным учреждениям и для преодоления пути к ним. Для устранения этих препятствий в 2010–2012 гг. была разработана и запущена программа «Доступная среда», способствующая изменению пространственных и физических условий с учетом потребностей этих лиц [3]. Во многих учебных заведениях появились пандусы и лифты для студентов на инвалидных колясках, указывающие надписи дублируются на языке Брайля, созданы необходимые ги- гиенические условия. Действие данной программы повлияло на обеспечение доступности и комфорта для лиц с ОВЗ, а также способствовало привлечению студентов с нарушениями физического развития в учебные заведения и их обу- чению наравне с другими. Следует отметить, что в ходе реализации программы «Доступная среда» имеют место недостатки: многие вузы создали подходящие условия только в одном из своих корпусов, не учитывая, что инвалиды вынуждены посещать учебные занятия в разных корпусах; некоторые учебные заведения до сих пор не обеспечили необходимые условия для организации учебного процесса. Еще одной важной проблемой в данной сфере является затрудненный дос- туп в учреждения, куда учащиеся с ОВЗ могут обращаться в ходе своей научно- исследовательской работы. К таким учреждениям можно отнести научные биб- лиотеки, научно-исследовательские институты, архивы, музеи. Для обучения студентов с особыми образовательными потребностями выс- шим учебным заведениям необходимо иметь соответствующее техническое ос- нащение. В современных условиях образовательный процесс проводится с ис- пользованием различных технических средств. Чаще всего используются диапроекторы, фотокамеры, магнитофоны, проигрыватели, музыкальные цен- тры, видеомагнитофоны, телевизоры, видеокамеры, мультимедийные проекто- ры и компьютеры с различным прикладным программным обеспечением. Так- же создаются новые формы организации самого учебного процесса с применением новых разработок технического фонта средств реабилитации. Так, например, для слабовидящих студентов выпускаются учебные и методиче- ские пособия с увеличенным размером шрифта и на языке Брайля. Представле- ние учебных материалов на лекциях и семинарах в виде мультимедийных пре- зентаций позволяет конспектировать их всем студентам, особенно учащимся с отклонениями по слуху. Таким образом, система инклюзивного образования является важной сос- тавляющей современной образовательной системы. Ее реализация не должна останавливаться на тех целях и условиях, которые уже были обеспечены госу- дарством. Как и любая программа, направленная на улучшение жизненных ус- ловий граждан, инклюзивное образование нуждается в постоянном развитии и усовершенствовании. Обеспечение комфорта лиц с ОВЗ зависит не только от
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=