Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
220 О. С. Лазарева, А. А. Хмелёва Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ Современная система образования преимущественно ориентирована на людей со стандартными возможностями, способных обучаться по общей для всех программе, и не всегда учитывает специфику контингента с особыми об- разовательными потребностями. Данную проблему в современных учебных за- ведениях призвано решить инклюзивное образование. Важным этапом содействия развитию образования лиц с ОВЗ стала рати- фикация в России Конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2012 г. Государст- ва-участники выступают за обеспечение инклюзивного образования на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека, что записано в статье 24 Конвенции ООН. Инклюзивное образование в Законе «Об образовании в Российской Феде- рации» определено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [3]. Система инклюзивного образования реализуется учебными заведениями среднего, профессионального и высшего образования. В законе также определено, что для организации инклюзивного образова- ния в вузах необходимо создать специальные условия, под которыми понима- ется «использование специальных образовательных программ и методов обуче- ния и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и ин- дивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и дру- гие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образователь- ных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [3]. Анализ литературы по проблеме инклюзивного образования показал, что многие студенты с ОВЗ не могут усваивать в необходимом объеме основную учебную программу вузов в отведенные для этого сроки. Им нужна специаль- ная программа, составленная с учетом их особенностей и возможностей. В связи с этим в практике вузов в настоящее время идет активный поиск путей решения данной проблемы, ориентированной на создание оптимальных условий обучения студентов с особыми потребностями в развитии. Среди них – выстраивание индивидуальной образовательной траектории; применение дис- танционного образования, экстерната, которые соответствуют этим требовани- ям и являются наиболее эффективными для студентов-инвалидов. Данные но-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=