Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

22 склонны к интернальности, повысился уровень развития рефлексивности. Это говорит о том, что интернальный локус контроля является положительной предпосылкой к развитию рефлексии, такие подростки легче поддаются кор- рекционно-развивающему воздействию в этом направлении. 3. Профессиональное самоопределение учащихся, на стимулирование кото- рого в основном была направлена коррекционно-развивающая работа, претерпе- ло качественные изменения. Подростки при выборе своих будущих профессий стали опираться на опыт рефлексии собственных способностей, тогда как рань- ше профессиональный выбор не был подкреплен реальными интересами и склонностями. Конкретные профессиональные выборы исследуемых подрост- ков, в основном, не изменились, но стали более обоснованными. У учащихся сформировалось умение рефлексивно подходить к своей будущей профессии. В целом в результате апробации коррекционно-развивающей программы была достигнута цель стимулирования адекватного профессионального само- определения с опорой на рефлексию. Литература 1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. – М.: Изд. центр «Академия», 2008. 2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. – М.: Академ. проект, 2008. 3. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределе- ния: Учеб. пособие / Н. С. Пряжникова. – М.: МГППИ, 2007. 4. Семенов, И. Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психоло- гии рефлексии: история и современность / И. Н. Семенов // Психология: Жур. Высшей школы экономики, 2008. – Т. 5. – № 1. – С. 64–76. 5. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. – М.: ИП РАН, 2005. 6. Леонтьев, Д. А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуля- ции / Д. А. Леонтьев, А. Ж. Аверина // Психол. исслед.: Электрон. науч. журн. – 2011. – № 2(16). 7. Пряжников, Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опрос- ники (8–11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: Вако, 2005.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=