Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

218 Олимпиада рассматривается как форма внеучебной работы, а также как профессиональный конкурс, поскольку направлена на развитие профессиона- лизма молодого педагога, раскрытие возможностей, личностных и профессио- нальных качеств, осмысление сущности педагогической деятельности и создает условия для презентации молодыми педагогами профессиональных достижений. Олимпиада является образовательным проектом для участников, посколь- ку в задачи олимпиады входит развитие профессиональной компетенции моло- дых учителей в области решения профессиональных задач и проектирования инновационных образовательных практик [1, с. 855–859]. В современных условиях олимпиадное движение выступает не только как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становится проблематичным плодотворное развитие личности и переход от направляемой учебно-познавательной деятель- ности к саморазвивающейся научно-исследовательской. Главным системообразующим фактором олимпиадного движения является образовательная среда, являющаяся сложным интегративным процессом и включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающе- гося, способствующая обучающемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал и существенно расширить рамки проявления интеллектуальной ак- тивности, и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейший ценности. Созданная олимпиадная среда обеспечива- ет пространство свободного творческого поиска уникального разрешения про- фессиональных творческих проблем. Определяющими компонентами данной среды будут: • социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности членов микрогруппы; • внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуаль- ной активности соответствует социальному заказу общества; • информационная среда, когда профессионально-ориентированные зна- ния становятся инструментом разрешения профессиональных творческих си- туаций [3; 1, с. 75–80]. Таким образом, олимпиадное движение позволяет удовлетворить потреб- ность «быть личностью», т. е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует культивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным, а также развитию профессиональ- ной мотивации будущего специалиста. Литература 1. Исакова, О. Б. Предметная олимпиада как средство повышения научно- образовательного потенциала университета / О. Б. Исакова, А. А. Михайлов, П. А. Кисляков // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–4.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=