Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

215 Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Слабослышащий ребенок лишен такой возможности, или она у него крайне ограничена [1]. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что слабослышащие дети испытывают трудности в развитии познавательной сферы, которые влияют на протекание процессов социализации, на их социальное и личностное развитие. Для изучения особенностей зрительного восприятия нами была разработа- на диагностическая программа. Учитывая цели и задачи исследования, мы ото- брали следующие методики: 1) методику А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой «Цвета»; 2) методику О. М. Дьяченко «Эталоны»; 3) методику А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой «Зрительное опознавание изображений с усиленными признаками»; 4) методику Р. С. Немова «Какие предметы спрятаны в рисунках?»; 5) методику Р. С. Немова «Чем залатать коврик?». Исследование проводилось на базе ГДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1 с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции не- достатков в физическом и психическом развитии воспитанников» г. Тулы для детей с нарушениями слуха. В исследовании приняло участие 5 слабослыша- щих детей старшего дошкольного возраста (3 мальчика/ 2 девочки). В ходе исследования были выявлены следующие особенности развития восприятия у детей с нарушением слуха: – умение различать предметы по форме свидетельствует о формировании у слабослышащих детей такого свойства восприятия, как осмысленность, по- этому следует уделять внимание развитию восприятия формы, развитию более детального предметного анализа, зрительного соотнесения формы с предметом; – тонкая дифференциация оттенков цветов (световосприятие у слабослы- шащих детей развито высоко, поэтому в коррекции не нуждается, и следует развивать другие стороны зрительного восприятия – форму, величину, про- странственную ориентировку); – отклонения в пространственных ориентированное (для наилучшего по- нимания соотношения данных объектов в пространстве необходимо привлекать внимание детей, помогать в выделении существенных частей, деталей изобра- жения, которые могут облегчить его опознание); – соотношение предметов, ориентировано на выделение одного признака; – уровень развития зрительного восприятия контурных изображений низ- кий, его следует развивать: определять и соотносить контур фигур с предметным изображением; зрительно выделять предмет из «зашумленных» изображений. Восприятие дошкольников с нарушением слуха характеризуется рядом специфических особенностей, которые можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно- воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного уч- реждения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=