Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

214 О. В. Куликова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В настоящее время одной из острых проблем является развитие детей с на- рушением слуха. Число детей с отсутствием или понижением функций органа слуха постоянно растет. Нарушение анализатора в той или иной мере влияет на все психические процессы, что в свою очередь создает проблемы для обучения и воспитания лиц данной категории. Основным источником информации для слабослышащих является вос- приятие, поэтому развитие данного психического процесса занимает важное место в проблеме развития данной категории лиц. Традиционно под восприятием понимают познавательный психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном действии последних на ор- ганы чувств [5]. Восприятие включает в себя несколько видов и форм: зрительное, осяза- тельное, слуховое, восприятие времени, восприятие пространства и движения. В соответствии с классификацией восприятия образы, возникающие в про- странстве нервной системы, приобретают собственные психологические харак- теристики (собственное пространство, собственное время, собственную интен- сивность, форму и движение), в которых отражается предметный мир [3]. Фундаментальной проблемой в изучении слабослышащих лиц является ис- следование онтогенеза зрительного восприятия. Этой проблемой занимались: – Н. М. Лаговский (отмечена большая роль зрительного восприятия в ком- пенсации нарушенного психического развития при глухоте) (1897 г.); – Л. С. Выгодский (выделил особенности развития лиц с различными де- фектами и оказания им помощи) (1927 г.); – Л. В. Занков и И. М. Соловьев (исследования развития познавательных процессов у детей с нарушением слуха) (1935 г.); – И. Вересотский (процесс узнавания глухими детьми изображений пред- метов в зависимости от положения в пространстве) (1949 г.); – Ж. И. Шиф (изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятие ими цвета) (1965 г.) [2]. В настоящее время возникает потребность в тщательном изучении особен- ностей формирования зрительного восприятия у слабослышащих детей в пери- од старшего дошкольного возраста. Важным новообразованием в этот период развития для ребёнка является постепенный перевод решения перцептивных задач (задач по восприятию) во внутренний, умственный план действий; ребе- нок начинает оперировать средствами восприятия – сенсорными эталонами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=