Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

207 Е. А. Кочеткова Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Бабушкина ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусозна- тельного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и иг- норирования другой, это направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности [2, с. 129]. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Внимание обеспечивает ор- ганизованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избира- тельную и длительную сосредоточенность психической активности на объект или деятельность, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, проч- ность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Таким образом, от внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной системы [3, с. 63]. Внимание детей к моменту обучения в школе должно быть произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением и переклю- чаемостью. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) нарушены все свойства внимания: переключение, объем, рас- пределение, концентрация, устойчивость, что связано с органическим пораже- нием центральной нервной системы. Эти нарушения внимания ведут к неуспе- ваемости в учебной деятельности, которая является ведущей деятельностью в этом возрасте [1, с. 98]. Именно решению данной проблемы было посвящено наше исследование, целью которого стало выявление особенностей внимания младших школьников с ЗПР и на основе полученных результатов составление и реализация коррек- ционно-развивающей программы по развитию внимания у младших школьни- ков с ЗПР. Объектом нашего исследования стало внимание младших школьни- ков, предметом – развитие внимания у младших школьников с ЗПР. Гипотеза: составленная и реализованная коррекционно-развивающая програм- ма позволит повысить уровень развития внимания младших школьников с ЗПР. Для достижения цели и проверки гипотезы необходимо решить следую- щие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литерату- ру по проблеме развития внимания младших школьников с ЗПР. 2. Составить и апробировать диагностическую программу, направленную на исследование внимания у младших школьников с ЗПР. 3. Проанализировать результаты диагностики и на их основе составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=