Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

205 3. «Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки»; 4. Методика диагностики выявления склонности респондента к определен- ному типу агрессивного поведения «Агрессивное поведение»» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалев); 5. «Графическая методика Кактус (М. А. Панфилова)» Все эти методики адаптированы нами для младших школьников с умст- венной отсталостью. Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки вы- двинутой гипотезы использовались следующие методы: Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. Формирующий эксперимент в единстве этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Количественный и качественный анализ результатов. База исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ ТО Тульская шко- ла VIII вида № 1. В исследовании были задействованы учащиеся 3 класса. В классе обучаются 12 человек, из них 8 мальчиков и 4 девочки. Возраст детей 9–11 лет. В ходе констатирующего этапа исследования выявлено, что у детей с ин- теллектуальной недостаточностью нарушены показатели поведения. Преобла- дание разных форм агрессии, занижены уровни склонности к некритичному по- ведению, завышены уровни склонности к зависимому поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. На основе полученных результатов нами разработана программа коррек- ционно-развивающих занятий, способствующих научить детей системе управ- ления своим агрессивным поведением, ослаблению негативных эмоций, поиску альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей [2]. Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необ- ходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащи- ты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Вы- раженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, доби- ваться успеха. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отноше- нии людей, которых ребенок любит [3]. Учитывая цели и задачи исследования, автором была разработана авторская коррекционно-развивающая программа, в основу которой положены следующие программы: «Программа психолого-педагогической коррекции агрессивности девиантных детей» М. Г. Понамаревой, «Психологическая профилактика агрес- сивного поведения школьников» Л. О. Андрюшиной, «Рабочая программа про- цесса адаптации первоклассников к школьному обучению» Н. В. Меджориной. Также в основу программы легли игры и упражнения, разработанные Н. В. Нифантьевой, О. В. Хухлаевой, которые были адаптированы с учетом имеющихся у данной категории детей с умственной отсталостью. Осуществля- лось это в рамках программы групповой работы у учащихся 3 класса. Основные задачи программы: 1. Ослабление негативных эмоций; 2. Обучение поиску альтернативных способов удовлетворения собствен- ных потребностей;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=