Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

204 А. Г. Корабельникова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – С. К. Хаидов ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Агрессия является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. В данном случае детская проблема приобретает серьезные послед- ствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность. У категории детей с умственной отсталостью, нередко наблюдается стойкое проявление негати- визма. Слабость воли, отсутствие проявления настойчивости и инициативы, но- сящие импульсивный характер приводит к нарушению поведения. Повышенная агрессивность младших школьников с легкой степенью умственной отстало- сти является одной из наиболее острых проблем не только для дефектологов, учителей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Ребенок с умственной отсталостью – это особый ребенок. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих форми- рование поведенческих актов. Данная категория детей сталкивается с трудно- стями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками, которые в большинстве случаев не знают пси- хических особенностей детей, в результате чего возникают конфликты. Чтобы преодолеть ряд трудностей связанных с агрессивным поведением детей с умст- венной отсталостью, необходимо применить комплекс коррекционных занятий, включающий в себя психологические методы диагностики и коррекции прояв- ления агрессивного поведения у названной категории детей [1]. Исследованием различных вопросов по проблеме изучения агрессивности у младших школьников с умственной отсталостью занимались: Л. С. Выготский, И. А. Фурманов, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Г. Э. Бреслав, Ю. П. Зинченко, Д. Д. Исаев, А. Бандура, Р. Кэмпбелл, В. В. Рубцов, К. В. Чернов, П. Н. Ермаков, И. В. Абакумова, Л. М. Семенюк, К. З. Лоренц и т. д. Целью настоящего исследования является: на основе реализованной диаг- ностической программы, разработать коррекционно-развивающую программу по оптимизации агрессивного поведения младших школьников с умственной отсталостью. Объект исследования – эмоционально-волевая сфера детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Предмет исследования – агрессивное поведение детей младшего школьно- го возраста с легкой степенью умственной отсталости. В диагностическую программу вошли следующие методики: 1. Методика диагностики агрессивного поведения «Тест агрессивности» (Опросник Л. Г. Почебут); 2. «Тест Рука (адаптация Н. Я. Семаго, М. М. Семаго)»;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=