Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

195 По результатам диагностики были получены следующие результаты: сред- ним уровнем развития коммуникативно-речевых умений обладают 60 % детей, низким уровнем обладают 40 % дошкольников с ЗПР, высоким никто из детей не обладает. 70 % детей группы составляют предложение или словосочетание из двух слов, правильно подбирают синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. 30 % детей не составляют предложение, а повторяют предъявляемое слово, не могут подобрать синонимы, а, подбирая антонимы, используют частицу «не». При определении понимания значения слов, с заданием справились 70 % детей, 30 % показали низкий уровень речево- го развития. Также у всех детей (100 %) отмечается низкий словарный запас, никто из детей не смог назвать более 5 признаков изображенных на картинке предметов. 60 % детей использовали в речи от 5 до 3 признаков, остальные (40 %) ограничились 1 – 2 признаками, которые смогли назвать после помощи со стороны педагога. У 60 % исследуемых детей выявлен средний уровень раз- вития связной речи, низкий уровень развития связной речи имеют 40 % детей. Это обусловлено тем, что уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеет выраженные особенности: дети умеют пользоваться оп- ределенными словами и выражениями, но не могут вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. По результатам диагностики составлена коррекционно-развивающая про- грамма, направленная на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Коррекционная программа состоит из 15 занятий, дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики. За- нятия предусматривают обеспечение взаимосвязи различных видов деятельно- сти, непосредственное наблюдение за изучаемыми предметами, предметно- практическую, умственную, речевую, игровую деятельность, включающую ди- дактические игры, словесные, игры с предметами и подвижные игры. Для изучения результативности коррекционно-развивающей работы, нами был проведён контрольный этап эксперимента, в котором использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. После сравнительного анализа ре- зультатов мы сделали вывод, что в процессе коррекционно-развивающих заня- тий общий уровень развития речи старших дошкольников с ЗПР повысился: трое детей (30 %) достигли высокого уровня развития речи, показатели по среднему уровню остались приблизительно равными (65 % и 60 %), количество детей с низким уровнем сократилось с четырех (40 %) до двух (20 %). По неко- торым аспектам произошли не количественные, а качественные изменения, т. е. уровень развития остался прежним, но увеличилось количество даваемых деть- ми правильных ответов. Мы можем сделать вывод, что, если продолжать работу по данной про- грамме, то дошкольники с задержкой психического развития могут прибли- зиться к уровню владения речью, характерному для их нормально развиваю- щихся сверстников.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=