Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

194 О. Н. Колядина Факультет психологии, V курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Речь – главное приобретение человечества, катализатор его совершенство- вания. Речь человека имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через речь и общение в целом с психологически развитыми людьми, благодаря широ- ким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познава- тельные способности и качества. От уровня развития речевых функций во мно- гом зависит процесс интеллектуального развития человека, потому что речь как основа общения выполняет большое количество функций обеспечивающих су- ществование и развитие человека в обществе. Формирование речевой деятельности детей с задержкой психического раз- вития (ЗПР) носит специфический характер. Хотя бытовая речь их мало отли- чается от нормы, но словарь сужен, особенно активный. Объем понятий недос- таточен, а иногда содержание понятий просто ошибочно. У этих детей часто встречаются дефекты произношения, им плохо дается звуковой анализ слов, они недостаточно владеют звуковым образом слова. У них замедлен темп ста- новления планирующей функции речи, несформированы основные этапы по- рождения развернутого речевого высказывания, замысла, внутреннего про- граммирования и грамматического структурирования. Также наблюдается несформированность синтагматических связей и парадигматических отноше- ний слов, т. е. уровни глубинных и поверхностных структур речи у них оказы- ваются в значительно большей степени несформированными, чем у нормально развивающихся детей. Именно решению данной проблемы было посвящено наше исследование, целью которого стало выявление особенностей развития речи у старших до- школьников с ЗПР. Для решения поставленной цели была разработана диагностическая про- грамма, в которой были использованы методики: «Изучение коммуникативно- речевых умений» (В. И. Яшина), «Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (О. С. Ушакова, Е. М. Струнина), «Определение понимания значения слов» (Г. А. Урунтаева), «Определение активного словаря» (Е. С. Слепович), «Пересказ прослушанного текста» (Н. И. Гуткина). Исследование проходило на базе МБДОУ № 57 – Детский сад компенси- рующего вида г. Тулы. В исследовании участвовало 10 детей старшего дошко- льного возраста с задержкой психического развития. Возраст испытуемых 5–6 лет. Из них 6 мальчиков и 4 девочки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=