Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)
192 ностика структуры сигнальных систем» Э. Ф. Зеера, А. М. Павлова, Н. О. Са- довникова; 2. «Карта интересов» А. Голомшток (в модификации Г. Резапкиной); 3. «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» Е. А. Климова; 4. «Методика изучения профессиональной направленности» Дж. Холланда-Гол- ланда; 5. «Матрица выбора профессий» Г. В. Резапкиной [4, с. 24]. По результатам проведенной диагностической работы была разработана кор- рекционно-развивающая программа, направленная на психологическую помощь в профессиональном самоопределении подростков с задержкой психического раз- вития. Она включала в себя 14 занятий продолжительностью 30–40 минут. Цель программы – содействие в профессиональном самоопределении под- ростков, развитие у подростков с ЗПР психологической готовности к профес- сиональному самоопределению, к предстоящему выбору профессии. В задачи программы: входит развитие представлений и понятий, связан- ных с миром профессий; активизация самопознания, развитие умения соотно- сить индивидуальные особенности с требованиями будущей профессии; фор- мирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства; создание условий для раскрытия способностей обучающихся и их осознанного профессионального самоопределения. На основе данных, полученных с помощью методик «Карта интересов» и «Матрица выбора профессий» можно сделать вывод об улучшении показате- лей. Так, если на констатирующем этапе исследования выборы подростков не соответствовали их реальным способностям, то на контрольном этапе группа старшеклассников стала более однозначна в определении своих интересов и приоритетных направлений деятельности. Наиболее предпочтительными сре- ди мальчиков подростков с ЗПР оказались шкалы: радиотехника и электроника, механика и конструирование, спорт и военное дело. Среди девочек наиболее выбираемыми стали: химия и биология, педагогика и медицина, предпринима- тельство и домоводство. Так же, подростки с ЗПР отдали предпочтение профес- сиям: инженер-конструктор, телемастер, мастер по изготовлению деталей; еще 14 % опрашиваемых кругу профессий – станочник, аппаратчик, машинист; сле- дующие 29 % учащихся – помощник воспитателя, няня, лаборант; 57 % – про- фессиям водитель, слесарь, теле-радио мастер, мастер автосервиса. В соответствии с данными, полученными с помощью методики «Диагно- стика структуры сигнальных систем» можно сказать, что на контрольном этапе у 43 % в сравнении с 0 % на констатирующем этапе, ведущей сигнальными системами (с.с.) оказались 1-я и 2-я с.с. и в одинаковой степени развиты оба ти- па мышления (средний тип). У этой подгруппы подростков показатели прибли- жены к норме. У остальных 57 % на контрольном этапе, в сравнении с 86 % на констатирующем, ведущей является 2-ая с.с. – мыслительный тип ВНД. Первая с.с., как ведущая, на контрольном этапе не выявлена, а на констатирующем к ней можно было отнести 14 % учащихся. По результатам методики «Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)» можно сказать, что приоритетными и предпочтительными типами про- фессий являются группы «Человек- техника» – 57 %, «Человек – человек» –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=