Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

191 В. А. Колмакова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Бабушкина ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема профессионального самоопределения подростков с задержкой психического развития (ЗПР) заслуживает особого внимания, так как к оконча- нию обучения в школе они неадекватно оценивают свои профессиональные возможности, хотя могут широко включаться в сферу трудовых отношений. Помимо этого, границы проблемы не определены – дефицит теоретического материала по теме, недостаточное количество научных публикаций, отсутствие периодических изданий – все это заставляет по-новому взглянуть на тему про- фессионального самоопределения подростков с ЗПР и пополнить информаци- онную базу по проблеме [1, с. 39]. Целью профессионального самоопределении подростков с ЗПР является помощь личности в правильном построении жизненной позиции и реализации личных планов, сопоставление и соотнесение своих реальных возможностей и способностей с адекватной и посильной для них профессией [2, с. 24]. Изучением проблемы профессионального самоопределения подростков с ЗПР занимались многие, как отечественные, так и зарубежные, педагоги и пси- хологи. Среди них такие известные ученые как Е. А. Климов, А. Е. Голомшток, Л. А. Йовайши, С. Н. Чистякова, Дж. Голланд, Э. Берн, Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейна. Проблемой профессио- нального определения подростков с ЗПР, занимались такие исследователи, как: Турчинская К. М., Виноградова М. Д., Чистякова С. Н., Дульнев Р. М., Бон- дарь В. И., Хохлина О. П., Синев В. Н. и др. В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мыш- ления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы лич- ности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психиче- ских и познавательных возможностей не позволяют подростку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество, следовательно – не позволяют адаптироваться и определиться в профессио- нальной сфере, верно соотнести свои знания и способности [3, с. 31]. Таким образом, целью исследования является организация психологиче- ского сопровождения профессионального самоопределения подростков с ЗПР посредством реализации диагностической и составленной коррекционно- развивающей программ. Исследование проводилось на базе ГОУ ТО «ТС(к)О школа-интернат VII вида» г. Тула. В исследовании принимали участие подростки 9 класса, 16– 17 лет. Общее количество испытуемых 7 человек. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента применялась ди- агностическая программа, включающая в себя следующие методики: 1. «Диаг-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=