Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

19 ловия профессионального самоопределения у старшеклассников с ЗПР. В дан- ную программу вошли следующие методики: методика определения индивиду- альной меры рефлексивности А. В. Карпова и В. В. Пономаревой; методика оп- ределения локуса контроля Д. Роттера; методика для самооценки уровня онтогенетической рефлексии (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой; ме- тодика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). С помощью данной диагностической программы было проведено исследо- вание особенностей рефлексии как условия профессионального самоопределе- ния у старшеклассников с ЗПР. Базой исследования явилось Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульская специальная (кор- рекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида». Контингент ис- следуемых составили ученики IX класса школы-интерната. В целом выборка составила 6 человек, из которых 4 мальчика и 2 девочки. В ходе проведения ис- следования были получены следующие результаты. Первые три методики составляют единый блок, направленный на опреде- ление уровня развития рефлексии. Сопоставление результатов проведения этих методик показало, что для 33 % учащихся (2 человека) характерен средний уро- вень развития рефлексии. Они имеют интернальный локус контроля, который коррелирует со склонностью к самоанализу, рефлексии. Способность к онтоге- нетической рефлексии также находится на среднем уровне, что означает, что такие учащиеся, скорее всего, способны осознавать свой прошлый опыт, однако не извлекают из него уроков. В целом эти подростки в определенной степени способны к адекватному осознанию своих личностных свойств, способностей и предпочтений. У 67 % учащихся (4 человека) был выявлен низкий уровень развития рефлек- сии; в частности, у одного учащегося этот уровень оказался практически нулевым. Для них характерен невыраженный локус контроля либо малая выраженность ин- тернального локуса. Способность к онтогенетической рефлексии у таких учащих- ся находится либо на среднем, либо на низком уровне. В целом подростки с низ- ким уровнем развития рефлексии имеют определенные трудности с самоанализом, определением своих сильных и слабых сторон. Они не умеют анализировать результаты своей деятельности, мало задумываются о своих воз- можностях и личностных свойствах и, соответственно, не умеют их использовать. Четвертая методика (Опросник для определения профессиональной готов- ности Л. Н. Кабардовой), являющаяся профориентационной, основывается на способности учащихся осознать и анализировать свои профессиональные пред- почтения и навыки. С одной стороны, методика была использована с целью оп- ределения круга предпочитаемых профессий для обследуемых учащихся. С другой стороны, в соответствии с целью нашего исследования, мы соотнесли полученные результаты с теми профессиями, которые на данном этапе выбрали для себя сами ученики. Такое сопоставление позволяет оценить осознанность профессионального выбора старшеклассников, его обоснованность реальными профессиональными предпочтениями и имеющимися навыками, то есть сте-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=