Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

189 Но Тургенев остается верен своим идеалам: он не представляет России без ее неотъемлемой части – дворянских усадеб. Аркадий, сын Николая Петровича, принимается за хозяйство сам. Тургенев утверждает, что жизнь дворянских усадеб не закончилась, их можно вырвать из упадка молодыми силами. Образ усадьбы у Тургенева везде двупланов: за поэтикой описания скры- вается сложная психологическая атмосфера семьи, поэтому образ дома нераз- рывно связан с чувствами горечи, печали, даже боли. Но это не гнетет героя, а скорее формирует в нем философское отношение к жизни. Один из самых поэтичных образов русской дворянской усадьбы представ- лен в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Его поэтичность связана с трагично- стью, ибо в этом произведении отчетливо звучит вопрос о жизнеспособности не только судьбы дворянского сословия, но и усадебной культуры в целом. Владельцы вишневого сада пассивны. Эти люди терпят крах, потому что ушло их время, а вместе с ними кончается и период вишневых садов, с элегиче- ской красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни. Наступает период Лопахина, вишневый сад трещит под его топором. Продолжателем традиций Чехова считается И. А. Бунин. Его реализм от- личается от чеховского предельной чувствительностью. Запустение и вырожде- ние дворянских гнезд, нравственное и духовное оскуднение их хозяев в расска- зе «Антоновские яблоки» вызывает у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий. Рассказ «Суходол» поднимает тему обреченности дворянского усадебного ми- ра, становясь летописью медленного трагического умирания русского дворян- ства. Заключительная картина церковного кладбища, «потерянных» могил сим- волизирует потерю целого сословия. Роман «Жизнь Арсеньева» характеризовался в критике как отчасти фило- софская поэма, а отчасти симфоническая картина России. На примере семьи Арсеньевых виден «молекулярный» распад русского усадебного барства. В произведении отражено становление молодого писателя, но писателя особого рода – настоящего певца былой России, с ее великолепием усадебного мира, лучшими патриархальными традициями, вся тоска которого об ушедшем в не- бытие величии Родины звучит буквально уже в нескольких строках: «И почему вообще случилось то, что случилось с Россией, погибшей на наших глазах в та- кой короткий срок?» [Бунин И., 1985, 39]. Подводя итог, мы можем с полной уверенностью сказать, что усадьба – не просто хронотоп, это сложный, динамичный и, более того, антропоморфный образ, выполняющий определенную организующую функцию. Таким образом, дворянская усадьба, если рассматривать ее фоном и действующим лицом одно- временно, предстает перед нами как одно из ключевых понятий, способствую- щих глубокому осмыслению произведения. Литература 1. Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева / И. А. Бунин. – Тула: Приокск. кн. изд- во, 1985. 2. Гоголь, Н. В. Мертвые души / Н. В. Гоголь.– М.: Дет. лит., 1982.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=