Молодежь и наука – третье тысячелетие (2015)

187 Л. С. Козлова Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. В. Сафонова ОБРАЗ ДВОРЯНСКОЙ УСАДЬБЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XІX–XX вв. Дворянская усадьба является одним из наиболее загадочных феноменов русской культуры, с которым связано множество не разрешённых до сих пор вопросов. В период конца XIX – начала XX веков образ дворянской усадьбы становится одним из наиболее частотных в русской литературе. Появление образа дворянской усадьбы было следствием указа Екатерины II («Жалованная грамота дворянству», 1785 г.) об освобождении дворянства от воинской повинности, после чего и начинает укрепляться роль и значение дво- рянской поместной жизни в русской культуре. На протяжении первой половины XIX века дворянская усадьба входила в художественные произведения, в основном, как среда обитания человека, оп- ределённый образ жизни, характеризующий хозяина усадьбы (дворянина), его нравственные и духовные устои, образ быта и культуру, хотя уже в этот период начинается процесс символизации образа дворянской усадьбы, что, в частнос- ти, находит выражение в творчестве А. С. Пушкина. Прекрасные картины поместной жизни представлены писателем в повестях «Метель» и «Барышня – крестьянка». На фоне сельской усадьбы разворачивает- ся, казалось бы, комическая история тайного брака юной Марьи Гавриловны с Владимиром Николаевичем («Метель»). Но за юмором скрываются размышле- ния Пушкина о целесообразности воспитания девушек на французских романах, т. к. образование молодой дворянки было, как правило, поверхностным, все ее знакомство с внешним миром осуществлялось посредством чтения. В повести «Барышня – крестьянка» писатель иронизирует по поводу анг- ломании «настоящего русского барина» Григория Ивановича Муромского, про- тивопоставив его имению, устроенному по «английской методе», усадьбу Ива- на Петровича Берестова. Наибольшее развитие тема дворянской усадьбы получает у Гоголя в «Мертвых душах». Писатель в своей поэме сумел дать такую убийственную картину дворянских усадеб, ленивой, бессмысленной жизни их владельцев, крепостничества, уничтожающего в человеке высокие душевные порывы и глу- бокие чувства, что это потрясло Россию. Каждый отдельный персонаж высту- пает у Гоголя как носитель преимущественно одного недостатка. При всей за- конченности портретных изображений основное в них – одна – две крупные черты. Вещное, предметное окружение является тем необходимым элементом, которое дает представление о внутренней сущности персонажа. Так, изображение усадьбы Манилова – своеобразный пролог к раскрытию личности героя. Все в маниловской усадьбе удивительно невыразительно, скучно, однообразно, бесцветно – «ни то, ни се», как и сам владелец.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=